Тауэр
За свою долгую историю лондонский Тауэр служил государственным архивом и королевской сокровищницей, дворцом и обсерваторией, монетным двором и зверинцем, арсеналом и призывным пунктом… И с самых первых лет — тюрьмой. После того как в 1509 году королевская резиденция была перенесена в Вестминстер, тюремная функция сделалась главной в устаревшем в фортификационном отношении Тауэре, который по-прежнему служил воплощением власти. Среди его заключённых было немало высокородных дам и господ, включая и особ королевской крови.
Основание крепости на берегу Темзы приписывают Вильгельму Завоевателю и относят к 1066 году. Владимир Мономах только-только взял в жёны дочь английского короля Гаральда, как тот потерпел сокрушительное поражение в битве при Гастингсе, уступив трон Вильгельму, а Британию — норманнам, которые принялись строить по всей стране башни-донжоны.
Первым сооружением крепости стала так называемая Белая башня — массивное четырёхугольное четырёхэтажное сооружение с высокими башенками по углам. С тех пор крепость так и называют — Башня, хотя в течение веков Тауэр достраивали и перестраивали, и сегодня замок помимо Белой насчитывает ещё 21 башню и охватывает территорию почти в пять гектаров. Белая башня была идеальным по тем временам узилищем: она располагала одной-единственной дверью, одной лестницей и стенами толщиной в четыре метра.
Неудачливых конкурентов британские монархи предпочитали держать поблизости, так что славу Тауэра, быстро превратившегося в государственную тюрьму, составили благородные узники, известные всем либо по пьесам Шекспира, либо по многочисленным произведениям исторической живописи: Яков I Стюарт, Генрих VI Ланкастер, несчастные жёны короля Генриха VIII… Малолетний Эдуард V и его брат Ричард вошли в историю как «тауэрские принцы» — их смерть в стенах узилища до сих пор представляет собой загадку… Впрочем, были в Тауэре и другие узники: в результате «скандала с порчей серебряной монеты» 1278 года в крепость были помещены сразу 600 евреев, некоторых из которых впоследствии казнили.
Тюремного здания как такового в Тауэре не было. Узников размещали едва ли не во всех постройках крепости. В Колокольной башне томились Томас Мор и Елизавета, будущая королева-дева. Уолтер Рейли большую часть заключения провёл в Садовом доме, где ставил свои научные опыты. В честь арестантов-аристократов Томаса Бошана и Роберта Деверё получили свои названия ещё две башни Тауэра. В Соляной башне и сегодня можно увидеть рисунки на стенах, оставленные многочисленными узниками, в том числе и сложные астрономические часы, вырезанные неким Хью Дрейпером из Бристоля... А Рудольф Гесс в 1941-м провёл пять дней под арестом в так называемом Доме Королевы (именно здесь находились перед казнью Анна Болейн и Екатерина Говард)...
Первоначально для узников предназначались крепостные подземелья Внутреннего двора, но знать и здесь пользовалась привилегиями, размещаясь в высоких этажах, со всеми возможными удобствами, держала прислугу и поваров. Именно во время многолетнего заключения в Тауэре Яков I, один из первых и величайших поэтов Шотландии, приобрёл многостороннее образование и развил свой поэтический и музыкальный дар. Уолтер Рейли, поэт, царедворец и разбойник, фаворит королевы Елизаветы, познакомивший Европу с картофелем и табаком, выписал себе в Тауэр жену и обзавёлся здесь сыном, а кроме того, начал объёмный труд с амбициозным названием «История мира».