Соль земли
Этой зимой, в феврале, я отправился в Пермский край, чтобы увидеть его старинные города, знаменитую Кунгурскую ледяную пещеру и живописные виды на реку Колву и гору Полюд, которыми славится Чердынь.

Яразыскал Ирину Чердакову в Перми – в 2018 году брал у нее интервью для «Отдыха в России» о ее работе волонтером в Печоро-Илычском заповеднике. С тех пор девушка успела выйти замуж, родить сына Сашу и освоить косторезное ремесло.
Из рогов северного оленя и лося, которые Ирина привозит из походов по заповедным уголкам Урала, она изготавливает оригинальные сувениры. Тут тебе и «ловец снов» с костяными перышками, и брелки с изображением столбов плато Маньпупунёр, и символ прошлого года – дракончик.
Кунгур и ледяная пещера
Из Перми я отправился на электричке до Кунгура. Там я сел в автобус до санатория «Сталагмит» – от него рукой подать до Кунгурской ледяной пещеры. Честно говоря, пещера не впечатлила, так как из-за аномально теплой зимы в ней почти не было ледяных образований. Гораздо больше мне понравился сам город.
В Кунгуре сохранилась плотная историческая застройка, представляющая самые разные направления в русской архитектуре XVIII – первой трети XX веков. Так, на соборной площади стоит здание городской управы в стиле классицизма, а напротив нее – обелиск в честь защитников города от войск Пугачева. Удивительно, что его не разрушили в советский период.


У обелиска меня окликнули двое подвыпивших мужиков и попросили сфотографировать.
– Выложи, брат, в группу «Подслушано Кунгур», – попросил один из них.
Если от соборной площади спуститься к реке Сылве, то вы увидите мост. Он был построен из металлических ферм в 1932 году. Деньги на мост собирали со всех трудящихся Кунгура в виде добровольных пожертвований от заработка. Вскоре к ним присоединились и крестьяне близлежащих волостей.
С моста открываются великолепные виды на город и шедевр «уральского барокко» – Спасо-Преображенскую церковь. Углы церкви смотрят на четыре стороны света как стрелки компаса, а крыша увенчана единственным в Кунгурском районе «крещатым» пятиглавием.

Усолье и философ-истопник
Останавливаться в гостиницах и накладно, и скучно. Я это делаю в крайнем случае, стараюсь найти единомышленников-туристов, готовых принять на ночевку из чувства солидарности. В процессе поиска жилья в Перми я вышел на Арчана Белозерцева, который принимает гостей в Усолье. Погуглил в интернете, что это за городок, и понял: мне, как любителю старины, никак нельзя проехать мимо.
Арчана от рождения звали Сашей, но в зрелом возрасте парень увлекся индийской философией и взял имя, отсылающее к санскритскому archana, что означает «поклонение», «почитание». Арчан – музыкант и истопник, совсем как его кумир Виктор Цой в начале музыкальной карьеры.