Новый поход ветеранов Троянской войны
Филистимляне и троянцы против египетских фараонов

На рубеже XIII и XII веков до н.э. в Восточном Средиземноморье произошли три важнейших события в истории Древнего Востока, которые и сегодня живут в памяти многих людей: Исход евреев из Египта и завоевание ими Ханаана, – об этом повествует Пятикнижие Моисея, великая Троянская война, описанная Гомером, вторжение «народов моря» в Ханаан и Египет, документально подтвержденное независимыми древнеегипетскими источниками.
Была ли какая-то связь между этими событиями? Определенно была…
1
Конец Бронзового века и начало века Железного были временем глобальных разрушений и перемен в Восточном Средиземноморье… В конце XIII века до н. э. народы северо-балканского региона пришли в движение. Варварские племена снялись с насиженных мест и устремились на юг, в богатые и процветающие области Греции, оставляя на своем пути развалины и пожарища. Хозяйству многих греческих городов-государств был нанесен непоправимый ущерб. В начале XII века до н. э. греческий микенский мир фактически перестал существовать, во всяком случае, в том виде, в каком мы знаем о нем из поэм Гомера.
Сегодня нам кажется странным, что великая микенская цивилизация не смогла оказать варварам достойного сопротивления. Впрочем, некоторые историки связывают сложившуюся ситуацию в регионе с Троянской войной, разрушившей не только основу цивилизации на западном побережье Малой Азии, но также подорвавшей экономику победивших в войне греков-ахейцев и их микенских городов.
Если принять эту точку зрения, придется согласиться с тем, что Троянская война была одним из самых важных событий последней фазы Бронзового века, завершившегося глобальным нашествием «народов моря». Другим крупным историческим событием, происшедшим в Восточно-Средиземноморском регионе, предстает Исход евреев из Египта. В самом деле, вряд ли в сегодняшнем цивилизованном мире найдется хоть один человек, никогда не слышавший об эпических поэмах Гомера и Пятикнижии Моисея. Интересно, что эти события произошли практически одновременно и не слишком далеко друг от друга. Неужели же между ними не было никакой взаимосвязи? Во всяком случае греческий историк Геродот, сказители догомеровского «эпического цикла», да, пожалуй, и сам Гомер не раз намекали на присутствии в Египте, непосредственно у границ с Ханааном, некоторых греческих героев, участвовавших в Троянской войне…
Широкой публике о Троянской войне известно из популярного фильма «Троя» (реж. В. Петерсен, 2004) с Бредом Питтом в роли Ахиллеса. К сожалению, сюжет картины не отвечает на многие возникающие сегодня вопросы. Попробуем разобраться своими силами…
О причинах и начале войны мы узнали из поэм так называемого эпического цикла, в основе которых лежали мифологические сюжеты, объясняющие поступки тех или иных героев и повествующие о некоторых эпизодах боевых действий. Авторы и их слушатели полагали, что война началась с того, что троянский царевич Парис отправился в Спарту, во владения царя Менелая; пользуясь его отсутствием, троянец соблазнил и похитил царицу Елену Прекрасную и привез ее в Трою. Рассерженный Менелай обратился к своему брату, великому микенскому царю Агамемнону, а тот, в свою очередь, к другим владыкам греческих городов. В итоге им удалось собрать войско, в которое оказались вовлечены все великие греческие герои во главе с непобедимым Ахиллесом. Осада Трои длилась девять лет, бои у ее стен шли с переменным успехом. Основные события войны развернулись в начале десятого года. Между Агамемноном и Ахиллесом произошла бурная ссора из-за того, что герои не поделили пленницу. С этого и начинается сюжет поэмы Гомера. Ахиллес затворился в своем шатре и отказался участвовать в сражениях. Этим воспользовались троянцы: правильно оценив обстановку, они вышли из города, напали на греков и стали теснить к морю, где был разбит греческий лагерь. Греки обратились к Ахиллесу, но тот продолжал капризничать. Вместо него на бой вышел его друг Патрокл, которого убил «главный герой» троянцев, сын царя Приама Гектор. Обуреваемый скорбью и жаждой мести Ахиллес вышел на бой с троянским царевичем, в жестокой схватке одолел Гектора и вознамерился надругаться над его трупом. Однако царь Приам, тайно посетивший шатер Ахиллеса, воззвал героя к состраданию и вымолил тело сына. «Илиада» Гомера кончается сожжением тела Гектора у стен Трои. Таким образом, в ней описаны события всего нескольких дней.

Чтобы восстановить картину полностью, нам снова приходится обращаться к поэмам «эпического цикла», из которых мы узнаем о печальном конце Троянской войны: гибели Ахиллеса и Париса, «Троянском коне» Одиссея, сожжении города и расправе с его жителями. Из «Одиссеи» Гомера, а также нескольких других сочинений того же «эпического цикла» становится известно, что после войны некоторые герои, унесенные бурей, погибли в море, а другие, как Менелай и Одиссей, оказались в дальних странах, где скитались много лет, прежде чем вернулись на родину.
Что мы знаем сегодня о Гомере, кроме того, что он был слепым? Почему, собственно, мы должны верить на слово ему и его коллегам-сказителям? Надо сказать, что достоверных сведений о великом поэте не так уж много. Время его жизни обычно относят к IX веку до н. э. (иногда к VIII). Cчитается, что он родился на острове Хиос в восточной части Эгейского моря, много путешествовал, часто бывал на западном берегу Малой Азии и был хорошо знаком с природой и географией этих мест. Несомненно, Гомер видел Трою или то, что от нее осталось через несколько веков после Троянской войны, слышал истории, которые вот уже несколько столетий передавались из уст в уста.
2
И все же, была ли в действительности Троянская война или сочинение Гомера – просто фантазия гениального сказителя? Нам повезло, поскольку археолог-любитель Генрих Шлиман не сомневался в правдивости каждого его слова.

Об открытии Трои Шлиманом сегодня знает практически каждый даже очень далекий от археологии человек. Правда, некоторые ученые предпочитают говорить о том, что он открыл все же не саму Трою, а то место, где она находилась – холм Гиссарлык на западном побережье Малой Азии, на территории современной Турции. Судите сами…
Начиная с 1873 года и до 1890 года он проводил раскопки на Гиссарлыке, а в перерывах совершал поездки для археологической работы в Микенах и других городах Греции. Уже весной 1873-го он нашел развалины крепостной башни, а потом и мощеную улицу, покрытую пеплом, с остатками крепостных ворот, и наконец, уже к концу рабочего сезона – знаменитый «клад Приама» с золотой «диадемой Елены Прекрасной». (Теперь мы сказали бы, что Шлиман был большим мастером пиара!) По сегодняшней археологической нумерации это была «Троя-2». Ученые не признали открытия: город был слишком мал, слишком «примитивен» и не соответствовал описанию Гомера! Нечего там было делать огромному войску в течение десяти лет… Однако, несмотря ни на что, по всему миру разнеслась ошеломляющая новость: Шлиман открыл гомеровскую Трою!
Время шло. Критика в адрес Шлимана не умолкала. Снедаемый сомнениями, в 1889 году Шлиман вновь, в очередной раз, вернулся на Гиссарлык, но уже не один, а в сопровождении серьезного археолога Вильгельма Дорпфельда. Раскопки продолжались. Вскоре они обнаружили дворцовый зал с многочисленными остатками так называемой микенской посуды («Агамемнонова типа» – Шлиман в своем амплуа!). Новая находка располагалась в слое «Троя-6», гораздо более позднем и, как оказалось, гораздо более соответствующим описанию Гомера. На это указывал величественный дворец, а также хронология найденной там посуды. Даже скептики поначалу согласились признать Трою городом Приама!

Прошли годы. В 1932 году на Гиссарлык приезжает знаменитый американский ученый Карл Блеген. Конечно, археолог внимательно осмотрел раскопки «Трои-6», которые вели еще Дорпфельд и Шлиман, и пришел к сенсационным результатам. Оказалось, что «Троя-6» погибла не в результате военного вторжения, а в силу природной катастрофы: огромные камни в фундаментах зданий могли быть сдвинуты с места только в результате мощного землетрясения! Но если это так, если Троя погибла не от военного штурма и пожара, значит, это не гомеровская Троя! Установив этот факт, Блеген начал исследования по всему Гиссарлыкскому холму и в результате тщательной разведки и датировки выявил 11 культурных слоев и множество «подслоев». Оказалось, что прямо над Троей-6 располагается «подслой», который Блеген назвал «Троей-7 а». Этот город был построен примерно через полвека после разрушения Трои-6 прямо «на ней», т. е. внутри ее стен. Это означало, что многие характерные особенности, отмеченные Дорпфельдом как принадлежавшие гомеровской Трое, относятся и к открытому Блегеном городу. Результаты раскопок свидетельствовали о том, что люди, пришедшие в город через 50 лет, на развалинах построили свои дома, но не стали восстанавливать укрепления.