Зажигая маяки
8 марта у маяка Токаревского в бухте Золотой рог во Владивостоке завершилась самая протяженная в мире зимняя гонка на внедорожниках «Экспедиция-Трофи». Мы поговорили с ее организаторами и участниками, чтобы понять, для чего люди отправляются в непростое путешествие длиной две недели.

Первая гонка «Экспедиция-Трофи» состоялась 20 лет назад. Потом с перерывами проводилась еще восемь раз, последний – в 2020 году. И вот организаторы решили устроить ее вновь.
Гонка стартовала 23 февраля в Мурманске. Ее девиз «Зажигаем маяки национальной гордости» должен был объединить не только две крайние точки старта и финиша у знаменитых маяков, но и наполнить соревнование элементами патриотизма.
– Именно сейчас, в том бурном море, в котором мы все находимся, нужны маяки и образцы для подражания во всех сферах, – говорит основатель и главный идеолог гонки, президент группы компаний «Руян», создатель и владелец бренда «Экспедиция» Александр Кравцов. – Меня часто спрашивают, зачем мы организуем «Экспедицию-Трофи»? Чтобы вместе придумать сказочные путешествия будущего. Чтобы найти и рассказать о героях своего города по всему маршруту от Мурманска до Владивостока. Чтобы зарядиться энергией на льду Байкала и включить человеческую электростанцию... Тогда возникнет образ страны, в которой хочется жить и воспитывать детей. Это наша главная миссия.


Непростые задания
Всего участники преодолели более 14 тысяч километров пути: заснеженных дорог и бездорожья, ледовых зимников и протяженного БАМа. На каждом этапе, а их было восемь, команды получали несколько заданий: поиск точек культурной навигации, интервью с людьми-маяками, встречи и интервью со строителями БАМа, поиск маяков и родников, догнать поезд или самолет. Кроме длительных этапов, были и отдельные спецучастки – как внедорожные, так и на умение водить и даже плавать.
Задания придумывал штаб, в который входят главный комиссар Евгений Шаталов, главный судья Вадим Усков и спортивный комиссар Лариса Селезнева. Была и своя система начисления баллов.

– Если точка находится прямо на трассе, она стоит 1 балл. Если нужно отъехать 5–10 километров – 3 балла и так далее. Самые тяжелые точки «стоили» 8 и 10 баллов. Но на многих этапах были суперточки по 50 баллов. Например, на первом этапе такая точка находилась на острове Кижи, где командам предстояло сфотографироваться. Поскольку доехать туда на машине невозможно, участникам гонки нужно было договориться и организовать логистику так, чтобы их ночью по воде на хивусах доставили на остров. Из восьми команд семь справились с этим заданием, заработав свои баллы, – рассказывает главный судья гонки Вадим Усков.

Вторая сложная суперточка располагалась в Якутии, на реке Лене, там участники проезжали по льду реки 60 километров. На машинах это было невозможно сделать. Люди договорились со снегоходами, и три команды из пяти справились с этим заданием.
«Гонка за самолетом» подразумевала, что нужно пересечься с траекторией указанного самолета, так чтобы команда стояла в радиусе, где в этот момент над ними пролетал самолет. Для этого требовалось сопоставить координаты самолета, взятые с помощью сайта Flightradar, и координаты машины участников, чтобы между ними оказался разброс не более 1 километра. Тогда задание считалось выполненным. С ним справились две команды.


Дошли не все
Всего на старт в Мурманске вышли восемь команд: «АктивРейд», «Белые орлы», «Находка», «Все свои», Prototech, «Майские жуки», «JAC Пот» и «Караоке». В каждой команде было по шесть человек, из них минимум одна женщина. Ехали на двух автомобилях, по три человека в каждом. Команды «JAC Пот» и «Караоке» участвовали только в этапе до Москвы. В Москве к гонке присоединились еще две команды: «Новобранцы» и «Клуб Осетр».
Пять команд основного зачета: «АктивРейд», «Белые орлы», «Находка», Prototech и «Майские жуки» – преодолели весь маршрут от Мурманска до Владивостока. «Все свои» распалась к Байкалу по психологическим причинам в команде.
