В эпоху джахилийи у разных племен бедуинов положение женщин различалось

Знание – силаИстория

Сарацинка, воительница, христианка

Татьяна Соловьева

Существует представление, что в арабском обществе, где особенно сильны традиции, женщине полагалось только материнство, домоводство и услаждение мужчины. Однако это почти не так. «Почти», потому что в эпоху джахилийи – доисламский период – у разных племен бедуинов, из которых постепенно складывался арабский мир, положение женщин различалось. Где-то с ними обращались, как с рабынями, продавали и насильно выдавали замуж, а новорожденных девочек, боясь нужды, даже умерщвляли. Где-то, напротив, женщины пользовались относительной свободой. У арабских историков есть рассказы о том, что у кочевых бедуинов были проститутки, которые поднимали у своих шатров флаги, служившие указанием на то, что к ним может входить каждый желающий. Конечно, по статусу они ни в коем случае не были равны с женами и матерями семейств, но и изгоями в обществе не считались.

У иных кочевников женщина, владевшая собственной палаткой, сама выбирала вторую половинку и дарила будущему мужу копье и палатку, что означало «брак заключен». При этом владелица палатки могла состоять в супружеских отношениях с несколькими мужчинами, пользовалась всеми благами (или несчастьями?) многомужества и любому из своих мужей могла дать развод, когда пожелает. К слову, и сейчас будущего супруга во многих родах бедуинки чаще всего выбирают сами, а мужчины гордятся своим происхождением не только по отцу, но и по матери.

Довольно широкими экономическими и социальными правами обладали женщины на севере Аравийского полуострова у кочевников Бадиет-эш-Шам – Сирийской пустыни. Они получали равную долю с наследниками мужского пола, занимались не только «женскими» ремеслами, но и торговлей. Нормой было участие бедуинок в военных битвах, которые часто развязывались между племенами из-за пастбищ, колодцев и раздела сфер влияния на караванных дорогах. Женщина даже могла быть лишена доли наследства по причине не участия в сражениях. В доисламской арабской поэзии ярко запечатлен образ воительницы верхом на коне, в доспехах и с оружием в руках, свободной и гордой. И часто бывало так, что от желания женщины зависело, будут ли племена жить в мире или станут воевать между собой.

Одной из таких женщин была бедуинка Мавия.

Лазурный блеск воды

Вода в пустыне – высшее благо. Свой источник или колодец свидетельствовал о могуществе племени, сумевшего захватить и удержать его. Из бедуинского лексикона в арабский язык пришел фразеологизм «пьющие мутную воду», который означал беспомощность и униженность рода. «Свои защищай колодцы смело, с мечом в руках», – призывал древний бедуинский поэт. За источники воды воевали, в их честь слагали стихи, им давали возвышенные имена. Название источника, которым владело племя, нередко прибавлялось к имени основателя рода и веками сохранялось, становясь впоследствии общей фамилией.

Вода, дающая жизнь, ассоциировалась у древних кочевников с женщиной, рождающей дитя, и в ее честь давали имена дочерям. Мавией, что означало «лазурный блеск воды», назвал свою дочь и Амр, царь воинственного кочевого племени аздитов, у которых, по словам средневекового арабского историка Хамзы Испаганского, имя Мавия было широко распространено. В IV—VII столетиях аздиты создали один из самых могущественных племенных союзов на Ближнем Востоке, сыгравший немалую роль в судьбах арабского мира.

О бедуинской царице Мавии сохранилось множество рассказов арабских и византийских историков, особенно интересных и ценных тем, что хронологически совпадают с излагаемыми в них событиями. Внимание летописцев эта женщина привлекла после того, как стала женой вождя одного из родов племени бану лахм. Сообщалось о ней в хрониках разное. Византиец Феофан Исповедник в «Хронографе от Диоклетиана» писал: «Говорят, что она была родом ромеянка, захваченная в плен. Красотой своей она пленила царя сарацинского и таким образом достигла престола». Другой летописец того времени – Михаил Сириец – считал ее гречанкой. Римский историк Руфин, которому принадлежит самое раннее упоминание имени этой необыкновенной женщины, называл Мавию сарацинкой.

В европейской традиции слово «сарацины» (с греч. «восточные люди») закрепилось применительно к мусульманам. Но первоначально так назывались лишь кочевые разбойничьи племена «варваров-скинитов», обитавшие в Бадиет-эш-Шам, у границ Сирии. Именно в таком значении это слово впервые встречается у римского историка IV века Аммиана Марцеллина. Ему же принадлежит едва ли не первое подробное описание жизни кочевавших в Сирийской пустыне племен: «Никогда и никто из них не берется за рукоять сохи, не сажает дерева, не ищет пропитания, обрабатывая землю. Они вечно блуждают, передвигаются вдоль и поперек пространств, без дома, без определенного места жительства, без законов. Они не могут длительно оставаться под одним и тем же небом, и им не нравится одно и то же место на земле, их жизнь постоянно в движении».

Судил Аммиан не понаслышке: в 363 году он участвовал в походе за Евфрат последнего языческого римского императора Юлиана Отступника и лично познакомился с порядками насельников пустыни, которых римские правители того времени пытались втянуть во всевозможные соглашения и договоры. Таким образом одних кочевников использовали в качестве союзников в борьбе с другими племенами, немало досаждавшими римлянам в восточных провинциях. Частые сарацинские набеги вынуждали имперские войска пребывать в постоянном напряжении, и ромеи то воевали с беспокойными соседями, то откупались от них. Впрочем, сообщения римских историков недвусмысленно утверждают, что золото и дорогие подарки помогали не всегда. Мирные соглашения кочевники нарушали так же легко, как и заключали. Об их своеволии свидетельствуют и следующие строки бедуинского поэта конца V – начала VI века Ал-Кутами:

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Соединяя берега Соединяя берега

Мосты – неотъемлемая часть нашей повседневной жизни, и мы говорим о них

Знание – сила
Авианосцы ВМС Индии XXI века Авианосцы ВМС Индии XXI века

История постройки авианосца «Викрант»

Наука и техника
В именьи близ столицы В именьи близ столицы

Почему крестьяне из Мурина получили свободу раньше?

Санкт-Петербургский университет
Фактор стройности Фактор стройности

Как извлечь из клетчатки максимум пользы для организма?

Лиза
За себя и за того хана За себя и за того хана

Иногда монголы помогали русским в их разборках с соседями...

Дилетант
Шале на Волге Шале на Волге

Автор проекта обыграла стиль шале, предложив оригинальное авторское решение

Идеи Вашего Дома
Вместе с семьёй Вместе с семьёй

Этот дом можно назвать воплощением мечты любого горожанина

Идеи Вашего Дома
Мили ненависти Мили ненависти

Попытка морской блокады Калининграда — однозначно трактуемый акт агрессии

Монокль
Реактивный рост Реактивный рост

Как стартап выпускников химфака МГУ и Бауманки превратился в большой бизнес

Ведомости
Я — сноб: пианист и композитор Риад Маммадов Я — сноб: пианист и композитор Риад Маммадов

Пианист и композитор Риад Маммадов — о синтезе Востока и Запада в музыке

СНОБ
Его звали Олег. Воспоминания об Олеге Стриженове Его звали Олег. Воспоминания об Олеге Стриженове

Многие называли Олега Стриженова гордецом, а он просто был свободным человеком

Караван историй
Реальный грабеж в виртуальном пространстве Реальный грабеж в виртуальном пространстве

К чему приводит рост числа киберпреступлений, нацеленных на корпоративный сектор

Монокль
Аппетит приходит вовремя Аппетит приходит вовремя

Испытываете чувство вины по поводу своего пищевого поведения?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Отчего болит спина Отчего болит спина

Неочевидные и скрытые причины боли в спине

Лиза
Подробно про ЭКО Подробно про ЭКО

Давайте разберемся, где правда, а где – вымысел, когда дело касается ЭКО

Добрые советы
Сезон трат Сезон трат

Минфин отчитался об исполнении бюджета за январь – февраль 2025 г

Ведомости
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками «Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками

Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, и как найти баланс в дистанции

Inc.
Неустойчивость Рэлея — Плато заставила квантовую жидкость разделиться на капли Неустойчивость Рэлея — Плато заставила квантовую жидкость разделиться на капли

Физики увидели, как квантовая жидкость разделилась на несколько отдельных капель

N+1
Дэн Браун Дэн Браун

Правила жизни писателя Дэна Брауна

Правила жизни
У бонобо нашли вокальные диалекты У бонобо нашли вокальные диалекты

Ученые сравнили вокализации бонобо из трех разных зоопарков

N+1
Книги Книги

Лучшие современные иностранные романы: выбор Яны Вагнер

Правила жизни
Тем временем в Лондоне Тем временем в Лондоне

Как юристы держав решали судьбу бывших руководителей нацистской Германии

Дилетант
Надежда Ангарская: «Женщинам обязательно нужно устраивать девичники, никакой психолог потом не нужен» Надежда Ангарская: «Женщинам обязательно нужно устраивать девичники, никакой психолог потом не нужен»

Надежда Ангарская про свой опыт участия в шоу перевоплощений «Один в один»

Здоровье
Темная история Темная история

Пигментация – не просто дефект кожи. Но как от нее избавиться?

Добрые советы
Годовые кольца: 1610 Годовые кольца: 1610

Открытие Гудзонова залива и революция в астрономии: что случилось в 1610 году

Вокруг света
Типичная ошибка начинающих предпринимателей, и как ее предотвратить Типичная ошибка начинающих предпринимателей, и как ее предотвратить

Люди, которые начинают новый бизнес, часто совершают одну «фатальную ошибку»

Inc.
Моральный кодекс Моральный кодекс

Мила Ершова о справедливости и вопросах, на которые нет однозначного ответа

Grazia
Кубические роботы уплотнят ваши склады Кубические роботы уплотнят ваши склады

Компания «АРС Смарт Роботикс» вышла на первый раунд pre-IPO

Монокль
Кружок, два глаза и улыбка: кто и когда придумал первый смайлик Кружок, два глаза и улыбка: кто и когда придумал первый смайлик

Как родилась идея смайлика, которая впоследствии изменила мир

ТехИнсайдер
Видимо-невидимо Видимо-невидимо

Какие из «нельзя» о родинках правда, а какие — домыслы?

Новый очаг
Открыть в приложении