Продолжение статьи худрука Марка Розовского о современном театре

Знание – силаКультура

Беззубый театр. Беседа на спорные темы

Марк Розовский

Продолжение статьи художественного руководителя театра «У Никитских ворот», народного артиста России Марка Розовского. Марк Григорьевич – режиссер и драматург, за годы творчества осуществивший около двухсот постановок в российских и зарубежных театрах, автор десятков пьес и инсценировок выдающихся литературных произведений. Начало в «ЗС» № 03/25.

Часть 2

К нам, в Театр «У Никитских ворот», приходят школьники, студенты, работяги, служащие, пенсионеры… Прекрасная публика, надо сказать.

Им сегодня не по карману ни Большой, ни Театр наций, ни какие-то великие гастролеры. Очень жаль, очень…

Приходится ахать, когда узнаешь, что на некоторые московские спектакли нужно заплатить за одно место в зале от 20 до 40 тысяч рублей. А то и больше!

Это что такое? Это плевок в лицо нашего зрителя. Впрочем, нашего ли?

Признаюсь, от этих цифр лично я свирепею. И уверен, не только я.

Говорят, актуальное недоискусство дорогого стоит. Любая нелепость должна быть свежа, и за это зритель готов платить. Цена высока, потому что покупают, а раз покупают, значит, цена может быть поднята до фантастических высот.

Чтобы удовлетворить невежду, режиссер авантюрно предлагает всякие «завлекалочки». Перечислим самые распространенные.

1. Изменение пола. Женские роли играют актеры-мужчины, мужские роли исполняют актрисы.

Приходилось видеть в чеховской Аркадиной знаменитого актера в платье и на каблуках, с накрашенными губами и в женском парике. Вздор?.. Конечно. Особенно интересно было смотреть сцены с Тригориным… Зал веселился, я плакал. От негодования.

2. Перенос действия старой пьесы в сегодняшний день.

Берем «Ревизора» и играем в современных костюмах.

Ух, какое открытие!.. Руки чешутся всего Шекспира переиначить. «Гамлета» играем в подворотне, «Отелло» в бассейне (Венеция все-таки!), «Ромео и Джульетту» – в туалете (Монтекки в женском, Капулетти – в мужском). Вы думаете, я выдумал последний пример, что-то преувеличил? Нет, этот опыт реально принадлежит не кому-нибудь, а великому Комеди-франсез, Мольер, видимо, рукоплещет там своим коллегам из нашего времени.

3. Присвоение (естественно, насильственное) персонажам качеств из арсенала ЛГБТ, – у автора и намека нет, что Бобчинский и Добчинский – геи, но режиссер сделал их таковыми по своей воле, – они бегают по сцене и постоянно целуются…

Театр, окстись!.. Режиссер, постыдись! – хочется крикнуть на весь зал, да неудобно – зрителю нравится. Значит, не можно, а нужно.

4. Обнажение. Раздевание. Нагота. Ну, ладно женщины. А то ведь и мужскими принадлежностями трясут. Спускаются в зрительный зал, идут по рядам и… трясут!.. Перед самыми носами дам и их джентльменов. Вы такое видели? Я – видел.

И, пожалуйста, не завидуйте мне.

Это запомнилось. Но не как театральное достижение, а как обыкновенное безобразие.

5. Следующий набивший оскомину стереотип – мат-перемат.

Как правило, он необоснованный, беспричинный, и потому именно самый легкий способ низкосортного эпатажа. Льющаяся со сцены скабрезная грубость не имеет ничего общего с изысканным употреблением ненормативной лексики у Пушкина или, скажем, балаганными соленостями смачного «Луки Мудищева».

Русский язык велик тем, что может позволить крепкое словцо в накале страстей и потемнении сознания, – не будем лицемерами, правда жизни иногда требует запредельных интонаций и междометий, – но – пошлость запрещена, грязь не величава…

Сто раз подумай, прежде чем позволишь со сцены лишние звуки. Получишь по губам. Хамство непростительно. В конце концов, сдержанность – первый признак хорошего воспитания. Отсутствие вкуса – наш бич.

Свобода слова есть свобода матерного слова. Это надо понимать, хотя ругань, по Бахтину, не столько противоборствует с высоким, сколько часто включается в образную систему как необходимая краска. Необходимая! А не вызывающая рвоту.

6. Еще один прием «беззубой режиссуры» – поиск так называемой «фишки».

– В чем «фишка» этой роли? Где «фишка» этой постановки?.. «Фишки» нет – значит, и спектакля нет!» – твердит себе под нос ополоумевший от собственной креативности молодой режиссер, убежденный в том, что его путь к успеху лежит не через мучительное обретение мастерства, а через вымученную фантазийность всякого бреда сивой кобылы.

Наступила эпоха форсажа, в которой созидание ИНТЕРЕСНОГО – цель всего продажного. У этой концепции есть один изъян: интересное могут делать все, а настоящие художники творят сокровенное. Для них любая «фишка» – не главное, она лишь вспомогательное, сопутствующее средство.

«Фишки» придумываются легко.

Вот на сцене пол из белого пластика.

Положим на него три-четыре куска фекалий. Зачем? А ни за чем. Для чего? А ни для чего.

Фекалии не настоящие. Муляжи. Но можно и настоящие. Засохшие. Без запаха. Запах появится в финале. Чтоб зритель быстрей разошелся.

ЭТО НАША «ФИШКА».

В этом «пространстве» играем что угодно. От античности до наших дней. Хотите Софокла? Хотите Эврипида? Будет вам Софокл и Эврипид.

Далее Шекспир с фекалиями, Пушкин, Гоголь, Чехов… кто угодно!.. У всех один финал. Представляете? Зритель вдохнет. Критики в восторге. Фестивали приглашают.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бурялом Бурялом

Перед ним появилась огромная голова зверя с вытянутой мордой и острыми ушами...

Наука и жизнь
Мужчина мечты Мужчина мечты

Хочет ли Ярослав Могильников остаться в кино и как проходят его первые свидания

VOICE
Дух большой воды Дух большой воды

Почему индейцы боятся «Большой воды» и уходят все глубже в лес?

Вокруг света
Как перестать повторять одни и те же ошибки: советы психолога Как перестать повторять одни и те же ошибки: советы психолога

Почему мы возвращаемся к старым ошибкам и как выйти из замкнутого круга?

VOICE
«Везёт тому, кто везёт» «Везёт тому, кто везёт»

Мила Ершова о том, как важно ждать свои роли и быть избирательной

OK!
Саксаулы вместо волн Саксаулы вместо волн

Аральское море сегодня стало символом экологической катастрофы

Вокруг света
Как научиться довольствоваться тем, что есть, и перестать сравнивать свою жизнь с чужими Как научиться довольствоваться тем, что есть, и перестать сравнивать свою жизнь с чужими

Как перестать вечно гнаться за идеалом?

ТехИнсайдер
Не только для уборки: 13 неожиданных способов использования бумажных полотенец Не только для уборки: 13 неожиданных способов использования бумажных полотенец

Бумажные полотенца годятся не только для того, чтобы протереть стол или руки

VOICE
Тепло Африки Тепло Африки

Панорамные виды, террасы и единение с природой — сам ландшафт стал соавтором

SALON-Interior
5 простых техник, с помощью которых вы научитесь слышать друг друга в отношениях 5 простых техник, с помощью которых вы научитесь слышать друг друга в отношениях

Какие простые приемы могут почти сразу улучшить ваши отношения?

Psychologies
Личное пространство Личное пространство

Респектабельный интерьер в духе современной классики

SALON-Interior
Расписание света Расписание света

«Дом и виноград» — арт-пространство, где на входе выдают домашние тапочки

Seasons of life
Фитоняня Фитоняня

Как озеленить детскую комнату: красиво и безопасно

Лиза
Порхать как бабочка Порхать как бабочка

История боксерского поединка на вершине воздушного шара

Men Today
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Горячее сердце Алтая Горячее сердце Алтая

На Алтае староверы испокон веков искали загадочную страну Беловодье

Вокруг света
Черная или белая? Черная или белая?

Зависть... Что же это за чувство такое и нужно ли с ним бороться?

Добрые советы
Движение вверх Движение вверх

Последние пять лет Москва переживает промышленный бум

Ведомости
Шитье-бытье Шитье-бытье

В Париже показывают шедевры вышивки золотом

Weekend
Германия пожинает плоды стратегического аутсорса Германия пожинает плоды стратегического аутсорса

Чем были интересны выборы в бундестаг и ждать ли России возвращения Германии

Монокль
Ольга Звагольская Ольга Звагольская

Креативный редевелопер Ольга Звагольская создала «Третье место» и арт-ярмарку

Собака.ru
Носить с собой Носить с собой

Пять слагаемых ежедневной гигиены, чтобы улыбаться во весь рот

Новый очаг
Как вернуть любовь к близким людям: советы психолога на примерах из жизни Как вернуть любовь к близким людям: советы психолога на примерах из жизни

Как вернуть в отношения с близкими гармонию? Разбираемся вместе с психологом

Psychologies
Реактивный рост Реактивный рост

Как стартап выпускников химфака МГУ и Бауманки превратился в большой бизнес

Ведомости
Никита Кондрушенко Никита Кондрушенко

Никита Кондрушенко — о жаре Бежара, лоске Берлускони и гении Папояна

Собака.ru
Беби-бум в каждый дом Беби-бум в каждый дом

Какие проблемы поможет решить нацпроект «Семья»

Ведомости
У нас есть всё У нас есть всё

Группа СБПЧ — о воображаемых мирах, рождении строчек и мелодий

Seasons of life
У нас отмена У нас отмена

Какие механизмы стоят за молохом культуры отмены и насколько они прочны

Men Today
Микрокосм Махова Микрокосм Махова

Как Александр Махов раскрывал тайны эмблематики — невидимые нити культуры

Знание – сила
Патриотизм «подлинный» и «показной» Патриотизм «подлинный» и «показной»

Некогда мы гордились тем, что считали себя самой читающей страной

Дилетант
Открыть в приложении