«Милые люди Олимпиад не выигрывают»
26 ноября в российский прокат выходит спортивная драма «На острие» — о фехтовании, спортивной конкуренции и силе характера. Насколько вообще наши спортивные фильмы отражают реальность? О том, как из незрелищного вида спорта сделать напряженный блокбастер, размышляет режиссер фильма Эдуард Бордуков.
Режиссер Эдуард Бордуков — сам бывший профессиональный спортсмен — уверенно препарирует черно-белый мир большого спорта, где человеческие жизни измеряются либо великими достижениями, либо сокрушительными поражениями. До того как стать режиссером, Бордуков сам профессионально занимался бегом; он — неоднократный чемпион и призер России, финалист чемпионата Европы 2006 года. Затем, после окончания спортивной карьеры, выбор, как признается Эдуард, не отличался разнообразием: «Стать либо тренером, либо спортивным функционером». Однако в итоге Бордуков начал снимать кино. Как соединить на экране две стихии — кино и спорт? Способны ли они вообще ужиться без фантастических преувеличений? Реален ли «спорт», который мы видим на экране? О профессиональных и жанровых особенностях спортивного кино режиссер рассказал в интервью «Огоньку».
«Когда я решил взяться за эту работу,— говорит Эдуард Бордуков,— моей главной целью было найти глобальный сюжет: такую тему, которую мне было бы интересно исследовать, рассказывать в рамках мира фехтования. Задача была снять зрительское кино, интересное не только профессионалам из мира спорта, но и широкому зрителю. Мы нашли такой сюжет, как мне кажется: путь к победе, стремление к большой цели. И еще: на что ты готов пойти ради ее достижения.
— Фехтование для непрофессионала — совершенно не зрелищный вид спорта: когда смотришь соревнования на экране, например, совершенно невозможно почувствовать напряжение, драйв, эмоции…
— Я понимаю вас. С визуальной точки зрения это действительно не такой зрелищный вид спорта, как футбол, хоккей, баскетбол — наша троица легендарная — или как какой-нибудь бокс… Главная проблема в фехтовании — сверхскорости атаки. Ты не видишь, что происходит на дорожке: человеческий глаз просто не может различить, кто кого уколол, как произошла атака. Со стороны мы видим, как два человека, грубо говоря, просто скачут по дорожке — вперед-назад, атака-отскок. А вот что происходит в этот момент между ними — напряжение, борьба воль, решающее мгновение — этого зритель уловить просто не успевает. И в этом была самая большая сложность — снять так, чтобы это было зрелищно.
Еще один аспект — огромная часть работы в фехтовании происходит именно в сознании спортсмена: это сочетание психологизма, считывание соперника, расчет атаки. Фехтование недаром называют «шахматами на дорожке». Но опять же: как это показать на экране?.. Ну и плюс романтический ореол этого вида спорта. Потому что фехтование — это на самом деле один из самых древних видов не то что спорта, но вообще человеческой деятельности. Фехтование, можно сказать, зародилось, когда два человека взяли палки и начали друг с другом драться. Про фехтование как вид спорта нет то что в России, но и в истории мирового кино фильмов совсем немного. Речь идет, конечно, именно про спортивное фехтование, а не про приключения мушкетеров. Сценарий писал я с командой сценаристов больше года. Приезжал на соревнования разного уровня, ходил на тренировки, общался с тренерами, со спортсменами…
— Спортивные фильмы часто ругают за то, что они показывают не то, что происходит в реальности, предпочитая зрелищность. Перед вами стояла такая дилемма?
— Ну конечно, это одна из главных задач, которую надо было решить,— сочетание правдоподобия и зрелищности, найти некий компромисс. У нас изначально была установка, чтобы все, что касается спорта, было снято правдоподобно. У нас были инструкторы — профессиональные спортивные фехтовальщики, все спортивные сцены разрабатывались в контакте с ними. Не было такого, знаете — вот мы вначале придумали сцену, а потом приходим к консультантам и уточняем: «А вот так может быть или нет?» За несколько месяцев до съемок начали тренироваться актрисы: Светлана Ходченкова и Стася Милославская. Но, конечно, в сложных моментах вступали дублеры-профессионалы — за несколько месяцев стать профессионалом в фехтовании невозможно. Но на самом деле и они проделали огромную работу. Каждая атака при сьемках просчитывалась, разрабатывалась драматургия боя, буквально каждый удар мы репетировали, снимали многими кадрами, укрупнениями, рапидами. На экране мы видим: ну фехтуют и фехтуют, что в этом бою, что в следующем — примерно так же машут саблями. Непрофессионал отличий не увидит. Однако то, что на экране, это верхушка айсберга по сравнению с огромной предварительной работой.