Фехтование как материал для блокбастера

ОгонёкСпорт

«Милые люди Олимпиад не выигрывают»

26 ноября в российский прокат выходит спортивная драма «На острие» — о фехтовании, спортивной конкуренции и силе характера. Насколько вообще наши спортивные фильмы отражают реальность? О том, как из незрелищного вида спорта сделать напряженный блокбастер, размышляет режиссер фильма Эдуард Бордуков.

Беседовала Мария Лащева

Труднее всего в кино про фехтование показать сверхскорости атаки (кадр из фильма «На острие»)

Режиссер Эдуард Бордуков — сам бывший профессиональный спортсмен — уверенно препарирует черно-белый мир большого спорта, где человеческие жизни измеряются либо великими достижениями, либо сокрушительными поражениями. До того как стать режиссером, Бордуков сам профессионально занимался бегом; он — неоднократный чемпион и призер России, финалист чемпионата Европы 2006 года. Затем, после окончания спортивной карьеры, выбор, как признается Эдуард, не отличался разнообразием: «Стать либо тренером, либо спортивным функционером». Однако в итоге Бордуков начал снимать кино. Как соединить на экране две стихии — кино и спорт? Способны ли они вообще ужиться без фантастических преувеличений? Реален ли «спорт», который мы видим на экране? О профессиональных и жанровых особенностях спортивного кино режиссер рассказал в интервью «Огоньку».

«Когда я решил взяться за эту работу,— говорит Эдуард Бордуков,— моей главной целью было найти глобальный сюжет: такую тему, которую мне было бы интересно исследовать, рассказывать в рамках мира фехтования. Задача была снять зрительское кино, интересное не только профессионалам из мира спорта, но и широкому зрителю. Мы нашли такой сюжет, как мне кажется: путь к победе, стремление к большой цели. И еще: на что ты готов пойти ради ее достижения.

— Фехтование для непрофессионала — совершенно не зрелищный вид спорта: когда смотришь соревнования на экране, например, совершенно невозможно почувствовать напряжение, драйв, эмоции…

— Я понимаю вас. С визуальной точки зрения это действительно не такой зрелищный вид спорта, как футбол, хоккей, баскетбол — наша троица легендарная — или как какой-нибудь бокс… Главная проблема в фехтовании — сверхскорости атаки. Ты не видишь, что происходит на дорожке: человеческий глаз просто не может различить, кто кого уколол, как произошла атака. Со стороны мы видим, как два человека, грубо говоря, просто скачут по дорожке — вперед-назад, атака-отскок. А вот что происходит в этот момент между ними — напряжение, борьба воль, решающее мгновение — этого зритель уловить просто не успевает. И в этом была самая большая сложность — снять так, чтобы это было зрелищно.

Еще один аспект — огромная часть работы в фехтовании происходит именно в сознании спортсмена: это сочетание психологизма, считывание соперника, расчет атаки. Фехтование недаром называют «шахматами на дорожке». Но опять же: как это показать на экране?.. Ну и плюс романтический ореол этого вида спорта. Потому что фехтование — это на самом деле один из самых древних видов не то что спорта, но вообще человеческой деятельности. Фехтование, можно сказать, зародилось, когда два человека взяли палки и начали друг с другом драться. Про фехтование как вид спорта нет то что в России, но и в истории мирового кино фильмов совсем немного. Речь идет, конечно, именно про спортивное фехтование, а не про приключения мушкетеров. Сценарий писал я с командой сценаристов больше года. Приезжал на соревнования разного уровня, ходил на тренировки, общался с тренерами, со спортсменами…

Спортивные фильмы часто ругают за то, что они показывают не то, что происходит в реальности, предпочитая зрелищность. Перед вами стояла такая дилемма?

— Ну конечно, это одна из главных задач, которую надо было решить,— сочетание правдоподобия и зрелищности, найти некий компромисс. У нас изначально была установка, чтобы все, что касается спорта, было снято правдоподобно. У нас были инструкторы — профессиональные спортивные фехтовальщики, все спортивные сцены разрабатывались в контакте с ними. Не было такого, знаете — вот мы вначале придумали сцену, а потом приходим к консультантам и уточняем: «А вот так может быть или нет?» За несколько месяцев до съемок начали тренироваться актрисы: Светлана Ходченкова и Стася Милославская. Но, конечно, в сложных моментах вступали дублеры-профессионалы — за несколько месяцев стать профессионалом в фехтовании невозможно. Но на самом деле и они проделали огромную работу. Каждая атака при сьемках просчитывалась, разрабатывалась драматургия боя, буквально каждый удар мы репетировали, снимали многими кадрами, укрупнениями, рапидами. На экране мы видим: ну фехтуют и фехтуют, что в этом бою, что в следующем — примерно так же машут саблями. Непрофессионал отличий не увидит. Однако то, что на экране, это верхушка айсберга по сравнению с огромной предварительной работой.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Карантин как повод для бунта Карантин как повод для бунта

В Российской империи попытки борьбы с эпидемиями могли быть для власти опасными

Дилетант
Язычники против рыцарей-монахов Язычники против рыцарей-монахов

Литовское княжество стало для Тевтонского ордена непреодолимым препятствием

Дилетант
«Шанс понять, как развивалась Земля» «Шанс понять, как развивалась Земля»

Чего ждут ученые от новой порции лунного грунта

Огонёк
Самые яркие моменты из жизни Диего Марадоны Самые яркие моменты из жизни Диего Марадоны

Карьерные триумфы, провалы и наркозависимость Диего Марадоны

GQ
Колыбельная для андроидов Колыбельная для андроидов

Искусственному интеллекту вредна бессонница

Огонёк
4 способа защитить себя от оскорблений 4 способа защитить себя от оскорблений

Как справиться с вербальной агрессией?

Psychologies
Взрослые игры Взрослые игры

Кукольная жизнь как источник дохода

Огонёк
Как защитить свои личные фото и видео от слива, даже если ты не знаменитость Как защитить свои личные фото и видео от слива, даже если ты не знаменитость

Как не позволить злоумышленникам взломать твой смартфон

Maxim
Культурный спецназ Культурный спецназ

В Нагорном Карабахе Россия продолжает миссию охраны исторического наследия

Огонёк
Темная сторона удовольствия: зачем древние стоики практиковали добровольный дискомфорт Темная сторона удовольствия: зачем древние стоики практиковали добровольный дискомфорт

Отрывок из книги Уильяма Ирвина «Радость жизни»

Forbes
Влететь в стену на полном ходу: как венчурные инвестиции могут навредить вашему бизнесу Влететь в стену на полном ходу: как венчурные инвестиции могут навредить вашему бизнесу

Если и запускать стартап, то обязательно на венчурные деньги

Forbes

Люсиль Болл до сих пор остается в списке лучших комедийных актрис ХХ века

Cosmopolitan
Скажи мне, кто твой друг… Скажи мне, кто твой друг…

Иногда подруги могут разрушить нашу жизнь

Лиза
Как сложились судьбы главных манекенщиц СССР: нищета, суицид и одиночество Как сложились судьбы главных манекенщиц СССР: нищета, суицид и одиночество

Как сложилась судьба первых моделей СССР — от Збарской до Мироновой

Cosmopolitan
Никита Кукушкин: «Свои желания я исполняю сам» Никита Кукушкин: «Свои желания я исполняю сам»

Актер театра и кино – о новогодних сюрпризах и разочарованиях

Cosmopolitan
Одежда из 90-х которая была модной, потом стала стыдной, а теперь опять стала модной Одежда из 90-х которая была модной, потом стала стыдной, а теперь опять стала модной

Что бы там ни говорили о том, что 90-е прошли.

Maxim
Как грамотно вести социальные сети, если за тобой бдит начальство: советы от сммщика Как грамотно вести социальные сети, если за тобой бдит начальство: советы от сммщика

Увольнение по постам: как не вылететь с работы за свои же соцсети

Maxim
Не отнять, а стимулировать: зачем экономисты предложили повышать налоги в кризис Не отнять, а стимулировать: зачем экономисты предложили повышать налоги в кризис

Как повышение налогов может помочь экономике на этапе ее выхода из кризиса

Forbes
Идеальный цвет лица: 20 классных лайфхаков от визажистов Идеальный цвет лица: 20 классных лайфхаков от визажистов

Учимся создавать идеальный тон лица у ведущих визажистов

Cosmopolitan
Найдена странная галактика, продолжающая порождать звезды вопреки чудовищной черной дыре в центре Найдена странная галактика, продолжающая порождать звезды вопреки чудовищной черной дыре в центре

Эта галактика сумела продолжить образование новых звезд

Популярная механика
«Социально опасные дети» «Социально опасные дети»

Колония, в которой содержались «малолетние преступники»

Дилетант
Фильму «Один дома» — 30 лет. Мы поговорили с продюсерами ленты о том, как создавалась рождественская классика Фильму «Один дома» — 30 лет. Мы поговорили с продюсерами ленты о том, как создавалась рождественская классика

Как фильм «Один дома» изменил судьбы своих создателей и изменил киноиндустрию

Esquire
Моя терапия: «Зависимому не нужна жилетка, ему нужна удочка» Моя терапия: «Зависимому не нужна жилетка, ему нужна удочка»

История нашего героя о том, как психотерапия помогает справиться с зависимостью

Psychologies
Стресс и выгорание: почему так важно понимать разницу Стресс и выгорание: почему так важно понимать разницу

Представьте себе ситуацию: работы все больше, вы чувствуете себя на нуле...

Psychologies
Человечество Человечество

Обнадеживающая история

kiozk originals
Аборт и закон: могут ли нам запретить решать, когда быть матерью? Аборт и закон: могут ли нам запретить решать, когда быть матерью?

Как один закон может повлиять на судьбы многих женщин

Cosmopolitan
13 крутейших танцев в фильмах в исполнении крутых мужских персонажей 13 крутейших танцев в фильмах в исполнении крутых мужских персонажей

Важная часть крутого мужского персонажа — умение сногсшибательно танцевать

Maxim
Почему черные дыры — самые страшные объекты во Вселенной Почему черные дыры — самые страшные объекты во Вселенной

В черных дырах нарушаются законы физики, но это не самое страшное

Популярная механика
Несчастливый 2013 год: что стало причиной гибели героя «Форсажа» Пола Уолкера Несчастливый 2013 год: что стало причиной гибели героя «Форсажа» Пола Уолкера

Смерть Пола Уолкера стала трагедией для всего кинематографа

Cosmopolitan
Скромный памятник Колумбу Скромный памятник Колумбу

Анна Толстова о судьбе Ильи Остроухова, оставшегося в тени

Weekend
Открыть в приложении