Трамп и конец эпохи модерна
Как относиться к тому, что в мировой политике калькулятор приходит на смену принципам
Знаменитый американский стратег Генри Киссинджер недавно дал интервью обозревателю Financial Times. Откровений было немного, но в разговоре о политике президента Трампа прозвучали многозначимые слова: «Думаю, что он такой человек, который якобы случайно появляется в мировой истории, но несознательно для себя возвещает конец одной эпохи и упразднение старых ценностей».
Я согласен с ним. Трамп символизирует закат богов, то есть падение ценностей эпохи модерна, цивилизации, созданной в результате индустриализации в XIX веке. Из уст Трампа никогда не звучат такие термины, как свобода и демократия. Он откровенно заявляет, что воздерживается от попыток regime change в автократических странах. Он определяет своих друзей и врагов, лишь основываясь на одном простом критерии: пользуются ли США внешнеторговым профицитом в отношении партнера. С таким меркантилизмом перспектива очевидна: весь мир имеет шанс вернуться к началу ХХ века, когда мировые державы без всяких оглядок на красивые ценности, только на основе сиюминутных тактических расчетов меняли союзников одного за другим.
По сути, Трамп силком вводит в мировую дипломатию новые правила игры и отмежевывается от само собой разумеющихся для прежних элит концепций вроде союзнических обязательств и представлений о сферах влияния. Он устраняется от зарубежных конфликтов, потому что вмешательство в них «стоит лишних денег». При этом Трамп инстинктивно знает, что лидирующая позиция США на международной арене от такой радикальной «переналадки» не пострадает: американское лидерство сохранится как бы само собой благодаря двум ключевым факторам — подавляющему преимуществу американских вооруженных сил и доллару как мировой валюте.