О логике Трампа и о возможных последствиях его действий

МонокльОбщество

«Трамп считает, что либерализация торговли закончилась»*

Академик, руководитель направления «Наука и инновации» ИМЭМО РАН Наталья Иванова — о логике Трампа, о том, почему он человек XIX века, и о возможных последствиях его действий

Александр Механик

Наталья Иванова

Есть ли, на ваш взгляд, у Трампа какая-то сугубо экономическая, а не только политическая логика при введении тарифов? И чего он сможет добиться, если введет все меры, которые обещает?

— Об экономической логике Трампа судить довольно трудно, потому что вообще в его логических построениях все сомневаются. Тем более что он говорит одно, делает другое, решения свои меняет, что-то не исполняет, что-то исполняет очень решительно. Вероятно, его логика проистекает из того, что очевидно и ему, и экономистам: у США большой торговый дефицит, причем со многими странами. В том числе с Китаем, Мексикой, Канадой, Евросоюзом. И растет он высокими темпами, хотя с Китаем, кстати, рост дефицита замедлился. При этом, замечу, в целом экономическая ситуация в США неплохая: низкая безработица, умеренный экономический рост, бодрая динамика фондовых рынков. Но двойной дефицит, внешнеторговый и государственного бюджета, — хроническая проблема. Долги растут.

— Трамп уже пытался с этим бороться…

— Да, на его первом сроке показатели были похожие, такие же были проблемы. И уже тогда нужно было реализовывать лозунг Make America Great Again. С чего тогда начал Трамп? С одной стороны, угрозы и санкции, особенно в адрес китайских компаний, с другой — были подготовлены и подписаны два больших торговых соглашения, о которых сейчас не вспоминают. Большое торговое соглашение с Китаем в 2020 году предусматривало упорядочивание торговли по конкретным отраслям (фарма, сельское хозяйство) и по крупным проблемам (интеллектуальная собственность, иностранные инвестиции). В какой-то мере это соглашение работает, китайцы пошли навстречу.

В том же году Трамп преобразовал NAFTA, зону свободной торговли North American Free Trade Agreement, в USMCA — United States —Mexico — Canada Agreement. Оно включало учет новых реалий, например электронной торговли, а также требовало от партнеров США существенных уступок в торговле традиционными товарами. То есть это не совсем Free Trade, участникам нового соглашения пришлось пойти на уступки партнерам. Например, канадцам нужно было отказаться от свободной продажи молочных продуктов. И кое-где были введены дополнительные тарифы. Но, видимо, сейчас, с его точки зрения, это все как-то громоздко, бестолково, никто решения не соблюдает. Не случайно он называет себя Tariff Man.

— Прямо так и сказал?

— Прямо так и говорит, да. То есть, похоже, у него какая-то абсолютно иррациональная вера в то, что тарифы — простая, но эффективная мера. Но вся экономическая наука, вся академическая, экспертная публика Соединенных Штатов дружно пишет, что это приведет к негативным последствиям.

Возвращаясь к экономической логике Трампа: в известном смысле можно сказать, что он человек девятнадцатого века. Тогда США бурно развивались, становились новой мастерской мира, перехватили лидерство экономического развития у Англии, а протекционистские тарифы были огромные. Они снижались перед Первой мировой войной, потом опять поднимались в депрессию, и это было признано неудачным моментом защиты американского производителя, усилившим негатив депрессии 1930-х годов. После Второй мировой войны был длительный период плавного снижения всех видов тарифов, до значений первых процентов. И это работало на экономику США и ускорило глобальную торговлю. Но Трамп утверждает: «Как же это сработало, когда у нас такие большие долги?» Он так воспринимает процессы либерализации торговли и считает, что эта модель закончилась. Он все время говорит об уязвимости американской экономики в новых условиях.

Хуже будет всем, но США чуть лучше

— Что произойдет дальше, если Трамп не отступит?

— Расчеты профессиональных экономистов, например специалистов Института мировой экономики Питерсона (Peterson Institute for International Economics), доказывают, что результатом будет инфляция и замедление экономического роста. Потом все выровняется, но долгосрочная траектория ухудшится. Когда авторам задали вопрос: «А если другие страны примут ответные меры, что будет?» — они сделали эти модели с ответными мерами, и показали, что ситуация будет еще хуже, причем она будет хуже и для Мексики, Китая и Канады, но чуть лучше для Соединенных Штатов.

Я не думаю, что Трамп погружается в эти модельные расчеты, поскольку он говорит: «Я верю в то, что тарифы сработают». Хотя, быть может, эта его вера основана на понимании поведения каких-то отраслей, каких-то компаний, потому что тарифы — это «средняя температура по больнице». Пошлины по-разному действуют в отношении и разных стран, и разных отраслей и компаний. Кроме того, Трамп собирается ослабить торговый дефицит и рассчитывает путем сбора тарифов увеличить поступления в бюджет, а за счет этого сделать налоговые льготы для бизнеса, который заработает более активно. Как я понимаю, у него такая логика. И тут экономисты разделяются: одни считают, что это так просто не работает, что тарифы — это налог на потребителей, а значит, реально налоговые поступления в бюджет не увеличатся и рост дефицита продолжится. Ведь Трамп в первую свою каденцию снижал налоги на бизнес, тот действительно активизировался, и это все одобрили, хотя рост бюджетного дефицита продолжился.

Еще один экономический аргумент, который связан с тарифами, следует из опыта стран, у которых очень большой положительный торговый баланс. Это, например, Германия и Китай — страны, где экспорт долгое время превышает импорт, но со структурными проблемами. Они теряют динамику экономического роста, которая все еще наблюдается в Соединенных Штатах. На эти факты Трампу, видимо, кто-то тоже указывает.

— То есть точного ответа ни у кого нет.

— В современной глобализированной мировой экономике, я думаю, экономическая наука отвечает не на все вопросы. И не все модели адекватно отражают сложность глобальных цепочек создания стоимости.

А еще у Трампа есть предложение к компаниям других стран увеличить инвестиции в США: «Вы не хотите тарифов? Приходите, производите у нас. Добро пожаловать». Эта логика, в том числе и мода на технонационализм — «все должно быть у нас на территории», — отчасти реакция на последствия ковида, когда нарушались цепочки поставок, когда главным нарушителем стал Китай и когда невозможно было привезти никакие товары. Значит, нужно какой-то критический объем производства иметь на своей территории. Еще один экономический аргумент, который, как я понимаю, важен, но о котором мало говорят, заключается в том, что зона преференциальной торговли между Мексикой, Канадой и США привела к тому, что китайцы очень много производств развернули в Мексике и в Канаде, особенно в Мексике, где правительство предоставило им производственные площадки. И поэтому, на самом деле, экспорт из Мексики в США — это не всегда экспорт мексиканских товаров. Как это все разруливать — большой вопрос.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гитлер. Поход во власть Гитлер. Поход во власть

Человек, создавший Третий рейх, был, несомненно, злым гением

Дилетант
Добычей не блещут Добычей не блещут

Крупнейшие производители алмазов снизили добычу в 2024 г

Ведомости
Почему пароход был «философским»? Почему пароход был «философским»?

Почему пароход был философским и что собой вообще представляла русская философия

Дилетант
«Карты Таро — психология, а не чудо»: таролог поделилась секретами своей работы «Карты Таро — психология, а не чудо»: таролог поделилась секретами своей работы

Действительно ли с помощью карт можно предсказывать будущее?

Psychologies
Москва по-собянински: азиатский город с архитектурными доминантами и фасадами Москва по-собянински: азиатский город с архитектурными доминантами и фасадами

Какую Москву хочет построить Сергей Собянин?

Монокль
Войти в положение: как люди становятся удобными Войти в положение: как люди становятся удобными

А всегда ли нужно «входить в положение» и быть удобной?

СНОБ
Банкир миллиардеров Банкир миллиардеров

Как Эдмонд Сафра стал легендой в мире private banking

Деньги
Турция: есть ли жизнь после Эрдогана? Турция: есть ли жизнь после Эрдогана?

Изменится ли политика Анкары после смены многолетнего «раиса»?

Монокль
«По вечерам мне кажется, что я способна на все, но утром это чувство проходит» «По вечерам мне кажется, что я способна на все, но утром это чувство проходит»

Как разбить привычный круг нереализованных планов?

Psychologies
Без сна Без сна

Инструкция к идеальной ночи

Men Today
Новый роман Новый роман

7 черт партнера, которые должны насторожить в начале отношений

Лиза
Палены Палены

Потомки немецких рыцарей фон дер Палены находились на русской службе с XVIII в.

Дилетант
Закупились отечественным Закупились отечественным

Госзакупки российских автомобилей выросли на 9% в 2024 г.

Ведомости
Как снег на голову Как снег на голову

Правила зимнего ухода за волосами

Лиза
Другой мир: 7 фактов о загадочной Гренландии, крупнейшем острове в мире Другой мир: 7 фактов о загадочной Гренландии, крупнейшем острове в мире

Чем людей привлекает остров, более чем на 80% покрытый льдами?

ТехИнсайдер
Ныряющий «воробей» Ныряющий «воробей»

Почему необычную птаху, проводящую часть жизни под водой, назвали оляпкой?

Наука и жизнь
Сами виноваты Сами виноваты

Так начиналось одно из самых громких судебных дел Российской империи... Но нет!

Дилетант
«Сейчас очень много злобы и ненависти вокруг, а людям нужны простые человеческие чувства»: интервью с Евгением Писаревым «Сейчас очень много злобы и ненависти вокруг, а людям нужны простые человеческие чувства»: интервью с Евгением Писаревым

Режиссер Евгений Писарев — о своих спектаклях «Плохие хорошие» и «Тартюф»

СНОБ
«Твин Пикс», «Синий бархат», «Малхолланд-драйв»: главные фильмы и сериал Дэвида Линча «Твин Пикс», «Синий бархат», «Малхолланд-драйв»: главные фильмы и сериал Дэвида Линча

Фильмы (и один сериал), которые нужно увидеть чтобы понять, кто такой Дэвид Линч

Forbes
Простые вещи, которые делают нас человечнее Простые вещи, которые делают нас человечнее

Психолог Катерина Мурашова — про отсутствие эмпатии у современных детей

СНОБ
Новая жизнь Новая жизнь

Как прийти в себя после праздников за несколько дней

Лиза
«Мне хотелось отомстить»: как прошлые отношения мешают строить личную жизнь «Мне хотелось отомстить»: как прошлые отношения мешают строить личную жизнь

Как прожить травматичный опыт прошлых отношений?

Psychologies
Какую иномарку купить дешевле ₽1 млн. 5 достойных альтернатив Lada Granta Какую иномарку купить дешевле ₽1 млн. 5 достойных альтернатив Lada Granta

Иномарки, которые можно купить за ₽1 млн: список

РБК
Вглубь и вширь Вглубь и вширь

Как в Москве проходят раскопки и какие предметы удается найти археологам?

Ведомости
Буллинг от А до Я: причины и виды травли, опасности и как ей противостоять Буллинг от А до Я: причины и виды травли, опасности и как ей противостоять

Травля: что раскручивает маховик агрессии и как его затормозить?

Psychologies
Работаем на результат. 9 советов, которые помогут получить повышение на работе Работаем на результат. 9 советов, которые помогут получить повышение на работе

Разбираемся, как быстрее продвинуться по карьерной лестнице

Лиза
«Сделано в России»: 5 иностранных фильмов, снятых в нашей стране «Сделано в России»: 5 иностранных фильмов, снятых в нашей стране

Иностранные триллеры, ужасы и мелодрамы, снятые в России

ТехИнсайдер
«Выигрывают только выносливые»: как работает финансовая стратегия FIRE «Выигрывают только выносливые»: как работает финансовая стратегия FIRE

Реально ли стать «пенсионером», пока ты еще достаточно молод?

Forbes
Кофе и нейросети: какую роль играет ИИ в привлечении зумеров при кадровом дефиците Кофе и нейросети: какую роль играет ИИ в привлечении зумеров при кадровом дефиците

Как в борьбе за таланты генеративный ИИ становится ключевым инструментом

Forbes
Михаил Мильчик Михаил Мильчик

Михаил Мильчик провел в Ленинграде первую, самую страшную, блокадную зиму

Собака.ru
Открыть в приложении