«Мои девчонки»
«Социальный предприниматель» — фигура у нас новая. Узаконили это явление год назад, а помогать начали чуть раньше. «Огонек» узнал, как общими усилиями удалось сохранить уникальный фаянсовый промысел в тверском Конаково.
Красота, конечно, спасет мир, если кто-то спасет красоту… Валерий Солонбеков, директор «Конаковского фаянса», ведет машину вдоль длинного забора — за ним буйство августовской зелени, заброшенные промышленные корпуса с зияющими пустотой и осколками окнами и торжествующими граффити на стенах и воротах.
— Двадцать шесть гектаров — все это территория бывшего Конаковского фаянсового завода. В 2006 году погасили последнюю печь… Когда-то здесь работали до пяти тысяч человек.
Из Кузнецово в Конаково
Над гектарами разрухи — вертикаль. В небо тянется старинная и изящная труба печи для обжига. Она, объясняет Валерий, памятник регионального значения и напоминает о тех временах, когда завод еще принадлежал Кузнецову. Сейчас бы старообрядца Матвея Сидоровича Кузнецова назвали олигархом — фактически вся посуда в отечестве (не считая той, что делалась на Императорском фарфоровом заводе для двора) изготавливалась на его предприятиях. Он — это и знаменитый Кузнецовский фарфор в Дулево, и крестьянская майолика в Гжели, и Вербилковский фарфор (бывшее производство великого Гарднера). И, конечно, фаянс Тверской губернии. Но 150 лет назад таких слов еще не было, и Матвея Сидоровича запросто звали фарфоровым королем. Его посуда была в каждом доме — и крестьянском, и мещанском, и купеческом. Победивший пролетариат с наследниками Матвея Сидоровича обошелся безжалостно, тверскую деревню Кузнецово переименовал в Конаково по имени рабочего-революционера, расстрелянного за участие в Кронштадтском мятеже 1906 года. То, что он некоторое время работал в живописном цехе местного производства, решило судьбу предприятия — теперь Конаковский фаянс известен всему миру. Кузнецовские работы и их реплики, скульптуры и статуэтки, получавшие самые высокие награды на международных художественных выставках, сервизы, на боках которых расцветают фирменные «конаковские розы» — предмет вожделений коллекционеров и музеев. Все это, однако, не отвратило катастрофу — уже в начале нашего века завод закрылся. Конаковскую посуду, которая и давала основную прибыль, задушил дешевый китайский импорт.
Бывшие работники предприятия, оплакав дело жизни — трудились здесь семьями и поколениями, рванули на заработки в Москву, благо не очень далеко. Сам завод разошелся по рукам новых собственников…