5 фильмов, без которых невозможно представить советский киноавангард
Программа кинотеатра «Зотов.Кино» собрана по всем синефильским стандартам нового поколения зрителей. Здесь можно познакомиться с новинками международного проката, российским авторским кино и классикой мирового кинематографа. Особое место занимают кинопоказы, приуроченные к выставкам авангардного искусства в Центре и расширяющие представление о культурном ландшафте прошлого столетия. Усиливают впечатление от киносеансов оригинальные форматы — фильмы, созданные до эпохи звукового кино, здесь можно посмотреть с живой озвучкой пианистов-таперов или в сопровождении современной экспериментальной электроники. В подборке — пять кинолент, выбранных куратором кинопрограммы Центра «Зотов» Полиной Прибытковой, которые станут проводниками в мир авангардного кино прошлого столетия.
1«Киноглаз»
Дзига Вертов сегодня известен в основном своим «Человеком с киноаппаратом» (1929) — экспериментальной картиной, которая наряду с «Броненосцем “Потемкиным”» Сергея Эйзенштейна (1925) стала библией советского авангарда. Но ключевые принципы вертовского кинематографа были заложены им пятью годами ранее в «Киноглазе». Формально это не игровое кино, актеров там нет. И документальным в привычном смысле его назвать сложно. Фильм представляет собой подборку сцен из реальной жизни простых советских людей. Новаторство Вертова в том, что он даже не пытается рассказать их истории. Режиссер ставил задачу сблизить язык кино с поэзией, поэтому внимание надо обращать в первую очередь на монтаж — импрессионистические склейки, яркие визуальные метафоры и эксперименты с киноязыком. Чего стоят, например, заваленная на бок улица или «воскрешенный» на монтажном столе бык — фокусы с пространством и временем, достойные какого-нибудь Нолана.