Татьяна Архипова

Под руководством Татьяны Архиповой БДТ стал главным драматическим театром страны — и уникальной мультиформатной экосистемой. Это три сцены со спектаклями-суперхитами (билеты на «Холопов» исчезают за 15 секунд) и постановками молодых режиссеров (сразу три премьеры экспериментального проекта «Опыты драматических изучений» в 2024-м — «Каменный гость», «Пир после чумы», «Моцарт и Сальери»). В январе 2025-го Архипова и команда провели сверхновый фестиваль «Наше всё. Опыт 1» с чтениями, плясками и гаданиями. А еще сцена БДТ принимает балет: хореограф Павел Глухов, куратор фестиваля Context. Diana Vishneva, показал в феврале громкий междисциплинарный проект «Две Анны». И важно — директор БДТ делает классные коллаборации: сотрудничает с инклюзивной лабораторией «Не зря» и Эрмитажем — аудиовизуальный маршрут «БДТ — Эрмитаж. Россия» по залам Галереи Петра Великого озвучили актеры театра.
Специально для Собака.ru с Татьяной Архиповой поговорила телеведущая и режиссер Ника Стрижак.
За сценой: как директор театра балансирует между менеджментом и творчеством

из коллекции Flower
Немирович-Данченко говорил, что если режиссер умирает в актере, то директор театра сделает всё, чтобы эта смерть была максимально комфортной. За что еще отвечает театральный директор?
Меня часто об этом спрашивают. Говорю сразу: если художнику нужен на сцене дождь, то, скорее всего, он будет идти. Если должны рушиться стены, они рушатся, потому что творческая задача должна быть решена. Руководить творческими людьми непросто, а БДТ — это особая эмоциональная среда, здесь есть энергетически очень манкие люди, но как бы ты их ни любил, надо быть равноудаленным. Дистанция важна. И очень важна справедливость.
Я знаю тебя много лет и скажу прямо: то, что именно ты возглавляешь сегодня Большой драматический театр, — абсолютно справедливо. Приятно, что эти десять лет не испортили твой характер и чувство юмора. Но то, что лучший театр страны возглавляет женщина, — факт по-прежнему уникальный.
Не скажи. Петербург — прогрессивный город, у нас есть сильные театральные директора-женщины.
Но традиция консервативна: ведущие театры мира возглавляют мужчины. Когда во главе «Комеди Франсез» стала актриса Мюриэль Майетт, все французские газеты писали: впервые за 300 лет женщина возглавила этот театр! Возьмем пятерку лучших драматических театров России — когда ими руководили женщины? Никогда.
Все привыкли, что театр — мужское дело. И что мужское слово весомее женского. Конечно, женщине здесь непросто делать карьеру, но это предрассудки, выдаваемые за традицию.
Какими ты запомнила первые встречи с труппой БДТ?
Это были невероятные впечатления. Когда Андрей Могучий пригласил меня на пост директора, он уже год был художественным руководителем БДТ. Конечно, мы были хорошо знакомы. Уже в первые дни ко мне в кабинет сначала зашел поговорить Олег Валерианович Басилашвили, потом пришла познакомиться Алиса Бруновна Фрейндлих и ворвался главный художник Эдуард Степанович Кочергин. Я впервые видела этих великих людей так близко. Я прекрасно помню, как они были расположены, очаровательны, милы, но у них была ясная цель. Они спрашивали обо мне, о планах, но я понимала, что они, как старшие, пришли посмотреть и убедиться, что всё будет в порядке, всё будет нормально, жизнь продолжается. Меня поразило, как же они в этом были мудры.
Каким за эти годы для тебя открылся БДТ? Ведь знать и любить его — одно, но зайти со служебного входа — другое.
Меня поразило, что это очень сильный театр.
Как это чувствуется?
Здесь люди смелые в творческом смысле. И не просто смелые, но обладают мощью и навыками, чтобы осуществить свои самые невероятные идеи. Как мы любим цитировать поэта Александра Блока, первого художественного руководителя БДТ, «искусство, как и жизнь, слабым не по плечу». А здесь есть сила, опыт, талант, внутренняя энергия и желание создавать. И не просто сделать спектакль, а сделать то, что помогает людям становиться лучше, что заставит их после спектакля еще долго думать о нем. У сильного театра будто не чувствуешь потолка.
Ты тоже сильный человек. Зажигающийся от классной идеи и в то же время строгий. С серьезным опытом и знаниями. У тебя солидное университетское образование и диплом социолога СПбГУ, а социология как раз изучает людей.
Да, анализирует поведение и поступки человека в общественных условиях. В отличие от психологии, которая изучает индивидуумы, социология изучает законы жизни и устойчивости социальных или профессиональных групп. И я сейчас понимаю, насколько мой выбор этой науки не был случайным. Мне всегда были интересны именно люди. Но парадокс в том, что научные работы, посвященные творческим элитам, есть, а просто творческими людьми никто не занимается, хотя это уникальная система отношений. Государство обязано человека, обладающего талантом, понимать и оберегать.