Петр Тодоровский: Изменить жизнь можно, а вот изменить себя крайне трудно

В фильмографии продолжателя знаменитой кинематографической династии пока немного проектов. Но все их отличает попытка героев вырваться из кризиса и изменить траекторию судьбы. В «Лавстори» герои Вильмы Кутавичюте и Александра Петрова надеются вернуть потерянную любовь. В многосерийном психотриллере «Полет» пассажиры одного рейса, избежавшие гибели, начинают жить «новую жизнь». Популярный телеведущий из фильма «Здоровый человек», которого сыграл Никита Ефремов, переживает кризис среднего возраста и пытается нащупать смысл существования в помощи другим.
Не стал исключением иронический детектив с элементами мистики «Подслушано в Рыбинске», все серии которого уже доступны на платформах Premier и Start. По сюжету, журналист затрапезной газеты «Рыбинский вестник», роль которого блестяще исполнил Тимофей Трибунцев, начинает видеть преступления в будущем и даже попытается предотвратить беду. В тщательно выписанном сценарии сочетаются подробности провинциального быта, черного криминального сюжета и неиссякаемого юмора.
В интервью «Ведомостям» Петр Тодоровский рассказывает о непростом пути в кинематограф, поиске себя через съемки фильмов и выборе на роль сегодняшнего «спасателя мира» не самого подходящего для этого персонажа.
«Просто видишь – это он, и все»
– Я читала, что на тестовой смене сериала «Подслушано в Рыбинске» был другой режиссер, Илья Аксенов, но вроде бы он не попал в интонацию. Как сценарий попал к вам?
– Три фильма подряд до этого я снимал по своим текстам, накопилось ощущение усталости от самого себя. Нужен был свежий глоток. После киноленты «Здоровый человек» мне захотелось снять проект по чужому сценарию. Но оказалось, что это не так просто. У меня как у сценариста сформировался вкус, не всегда безукоризненный, тем не менее сложившийся.
Целый год я читал сценарии, выбирал. Уже и деньги все закончились, и тоска. По иронии судьбы вдруг приходит сценарий от той студии, на которой я до этого сделал два фильма, – 1-2-3 Production. Четыре серии детектива, написанные Ваней Барановым, оказались первым сценарием за год, к которому я сразу подключился, он заставил меня смеяться. Ткань самого текста была особенного качества. Хотелось узнать, что же будет дальше. А еще хотелось все перепридумать. И если автор будет готов – я в деле. Я принес идеи – в какую сторону можно двинуться, и Ваня согласился.
– Это уже было после тестовой смены?
– Мне показали ту смену, это было абсолютно другое кино – первый вариант сценария был серьезней. Ирония существовала, но в меньших размерах. Это был плюс-минус серьезный детектив про маньяка. А мне показалось, что самая сильная сторона Вани – юмор, ирония, диалоги. К тому же он потрясающе, в абсурдистской манере придумывает мизансцены. Это редкость для современных российских авторов. Даже очень хорошие сценаристы пишут, как два человека сидят и разговаривают. Это может быть замечательный диалог, но ничего не происходит. У Вани всегда что-то происходит, причем неожиданное. И я предложил: «Давайте попробуем писать так, чтобы в каждой сцене была шутка или ирония, или какое-то дурацкое событие». И Ваня почувствовал, что ему это в кайф.
– Как проходила совместная работа?
– Мы встречались в его комнате в студии 1-2-3 Production. Сидели с утра до вечера, придумывали серию, расписывали краткий поэпизодник. После этого он шел писать первый вариант, я давал поправки, второй, третий, и примерно после четвертого-пятого драфта я уже своей рукой чуть-чуть что-то дописывал. Все это было чистое счастье.
– И сколько длилось это счастье?
– Полгода точно, притом что четыре серии уже были, хотя мы их переписали и придумали новых героев.
– И главный герой – журналист, хотя и алкаш потрепанный, местами жалкий – в итоге оказался очень хорошим человеком.
– Да, но несчастным.
– Роль сочиняли на Тимофея Трибунцева?
– Это вопрос деликатный, на пробы приходили замечательные артисты. У меня в голове, когда мы писали, было всего два исполнителя. Это Трибунцев и еще один, он отказался. Не буду называть его имени. Но знаю, что Ваня Баранов виделся с его агентом недавно, и тот сказал, что это была ошибка.
– Трибунцев пришел на пробы и сразу вписался?
– Мы уже нервничали, потому что Тимофей долго читал, он же много снимается. А я понимал, что это он. И когда он пришел, было стопроцентное попадание. К тому же ему очень понравилась роль, и он хотел сниматься.
– У него немыслимая органика, он чувствует сюр и юмор висельника. Но все же, чем он вас убедил на той пробе?
– Просто видишь – это он, и все. Кто-то написал в отзыве, что в нашем кино Трибунцев играет Трибунцева, а не какого-то придуманного человека. То есть, с одной стороны, я видел замечательного артиста, чувствующего интонацию, юмор абсурда, а с другой – живого человека, подключившегося к материалу, присвоившего его с первой же реплики. Это было потрясающе.