Елизавета Боярская: «Многие боятся сцены, а я от нее кайфую»
Елизавета Боярская — одна из самых востребованных актрис: театр она совмещает со съемками в кино и сериалах. «Сноб» обсудил с Боярской ее новую роль в остросюжетной драме «Опасная близость» от START, любовь к театральной сцене и будущее искусства в России.

Раньше вы играли в кино лиричных, возвышенных, в чем-то трагичных героинь — Анну Тимирёву в «Адмирале», Надю из сиквела «Иронии судьбы», Каренину. Анна из «Опасной близости» совсем не такая — она более строгая, возможно, где-то властолюбивая. Как будто на смену мечтательницам из ранних фильмов пришли суровые женщины, которые многое понимают про жизнь. В вашем творчестве начался новый этап?
Я была совсем юной, когда начала сниматься в кино. И первые героини — наверное, из-за моих щечек и ямочек — действительно были нежными и, возможно, инфантильными. Но я себя такой даже в 16 лет не чувствовала. И во многом мое стремительное взросление определено поступлением на курс Льва Додина. В первый же год мы начали работу над будущим выпускным спектаклем по роману Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» (роман-эпопея о Великой Отечественной войне. — Прим. ред.). Кто читал эту книгу, поймут, что мои студенческие годы были далеки от романтики. Как и первые работы на сцене. Кроме того, во время учебы в нас развивали дисциплину, эрудированность, содержательность, серьезное отношение к работе и требовательность к себе. Поэтому я не особо ощущаю роль Анны в «Опасной близости» как какой-то новый этап. Я становлюсь старше — и героини становятся старше.
Анна в «Опасной близости» — уже не очередная подружка главного героя, а успешная, умная женщина, руководитель клиники пластической хирургии. И да, места романтике в ее жизни нет. Главные ее «маяки» — карьера, семья, клиника. Но в один день все рушится.
В одном из интервью вы говорили, что ориентируетесь в первую очередь на интересных режиссеров и небанальные сценарии. Чем вас покорила «Опасная близость»?
Сценарий предложил мой друг-режиссер Иван Китаев. Он человек в лучшем смысле театральный, ученик Марка Захарова. Иван хорошо знает театральных артистов и умеет с ними сотрудничать. Мы уже работали вместе в проекте «Без правил». Это было для меня настоящим наслаждением, и я ждала новой истории.
Когда увидела первые смонтированные сцены «Опасной близости», поняла, что у нас складывается отличная, динамичная драма. Моя героиня Анна, как ей кажется, состоялась во всем: талантливый руководитель и пластический хирург, любящая и любимая мать, жена и дочь. Ее семью смело можно назвать безупречной, но страшная авария рушит эту фальшивую картинку и обнаруживает совсем другую реальность: огромное недопонимание, уязвимость, одиночество, измены, обман.
За рубежом, а в последние годы и в России, стриминги как будто всё сильнее оттесняют то кино, которое показывают в кинотеатре. И многие алармисты предрекают ему скорую смерть. Вы в последние годы тоже стали чаще появляться в проектах для платформ — «Цикады», «Без правил», теперь «Опасная близость». Не скучаете по большим экранам?
Я тоже вижу эту тенденцию, но мне кажется, что зрители подустали от сериалов. Сама я больше люблю полные метры, где за два часа экранного времени видишь полноценную историю, успеваешь сформулировать для себя высказывание режиссера, увлечься визуальной концепцией оператора и художников, разглядеть актерскую работу. Прихожу в зал, отключаю телефон и на полтора-два часа погружаюсь в действие. Есть люди, которые «смотрят кино спиной», пока что-то делают по дому. Я так не могу. И мне сложно жить в ожидании новой серии — смотрю, только когда выйдет все целиком.