Общество | Наши
Киносело
Каждый год в Диево-Городище, что в Ярославской области, обязательно проходят съемки нескольких фильмов и сериалов. Местные жители к киношникам привыкли, научились на них зарабатывать, а свое село в шутку называют Диево-Голливудище
«Если смотрим кино, а там героиня бежит где-то по деревенской улице, я мужу говорю: смотри, сейчас в Городище прибежит,— говорит директор местного Дома культуры Людмила Новикова.— И точно: опа, а она уже по нашей Некрасовской или Волжской чешет».
Людмила Исааковна насчитала около 40 картин, снятых в ее селе. А там, может, и все сто — не уследишь ведь за всеми. «Афоня», «Эскадрон гусар летучих», «Позови меня в даль светлую», «Бумер», «Есенин», «МУР», «Долгий путь домой» — в этих краях чего только не снимали. Где-то в кадре лишь переправа через Волгу мелькнет или церквушка местная, но обычно съемочные группы в Диево-Городище задерживаются на несколько недель или месяцев. Следы, оставленные киношниками, здесь повсюду — у кого-то под сарай намело искусственного снега, на том доме красуется надпись «Бомбоубежище», на этом — «Трактиръ», на реке — мостки, с которых актеры прыгали в воду.
Местные жители относятся к съемкам спокойно — почти все они и сами успели сняться в отечественном кино, и не по одному разу.
«Стоп! Покойники ожили!»
«Первый раз я снималась в третьем классе,— рассказывает Людмила Исааковна.— Я потом узнала, что это был фильм про школьного учителя ”Алексеич“ и в нем дебютировала Ирина Алферова. Нашла это кино в интернете, посмотрела, увидела себя, маленькую, с косичками — сердце дрогнуло. А тогда нам просто было весело, нас с уроков забирали, съемки длились два месяца. Один мальчик, помню, устал и решил перед камерой больше не появляться. Так режиссер ему машинку купила, чтобы задобрить, ходила к родителям, уговаривала». Юным актерам тогда заплатили по 9 рублей — Новикова купила себе набор «пластилина с ножичками».
Второй раз поучаствовать в кинопроцессе она решилась только в 2005 году, когда в Диево-Городище снимали фильм «Подкидной». «Нас, женщин, переодели в одежду военных лет, даже чулки были на резинках. Вот мы ухихикались: такие все откормленные, а вроде ж недоедаем». По сюжету надо было разбирать завалы после бомбежки. Массовка яростно принялась за работу, набросали полную машину кирпичей, а выяснилось, что это была просто репетиция. «Целый день мы грузили эти кирпичи без перерыва на обед, спины к вечеру не могли разогнуть, все в пыли, лица обветренные. А в кино это заняло секунды две. И заплатили всего по 500 рублей. Все ж деньги не лишние, но мы думали — больше заплатят». Как раз накануне свекровь Людмилы Исааковны за съемочный день получила 2600 — вот все и побежали кирпичи грузить. Кто ж знал, что это ей заплатили не только за присутствие в кадре, но и за аренду дома для съемок.
Дом Валентины Новиковой, с палисадником и резными наличниками, не раз становился съемочным павильоном. Сама хозяйка тоже давно блистает в эпизодах. Как-то играла старушку, которую прямо в церкви убили бандиты. «Вынесли нас как будто с батюшкой на улицу, и мы лежим, мертвые,— вспоминает Валентина Александровна.— Лето, комары кусают нещадно! Я зубы сжала, терплю. А мужик этот, что батюшку играл, не выдержал и хлоп себя по лбу. Режиссер кричит: ”Стоп! Покойники ожили!“ Потом ”батюшку“ ругали: ”Вот непрофессиональная актриса выдержала столько дублей, а вы дергаетесь“». Снималась Валентина Александровна и в собственном доме, за столом, играла жену пьяницы, роль у нее даже со словами была: «Хватит пить!»