Мрамор и снег
Отвергнутый Вакх, рогатый Моисей и растаявший шедевр –удивительная история работ Микеланджело Буонарроти

Микеланджело Буонарроти был художником, архитектором, даже поэтом, но считал себя прежде всего скульптором. К его 550-летию Государственный Эрмитаж открывает выставку «Божественный Микеланьоло и его современники» (25 апреля – 24 августа 2025 года), концепция которой выстроена вокруг его мраморной статуи «Скорчившийся мальчик». Это единственная работа легендарного мастера в российских музеях. Возможно, «Скорчившегося мальчика» Микеланджело создавал для капеллы Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. В XVIII веке скульптуру приобрела Екатерина II.
«Мадонна у лестницы»
Ок. 1490
Каза-Буонарроти, Флоренция
Этот рельеф высотой 56,7 см – самая ранняя сохранившаяся работа Микеланджело-скульптора. Когда он создал «Мадонну у лестницы», ему было примерно 15 лет. В те годы Микеланджело жил при дворе Лоренцо Великолепного, фактического правителя Флоренции, который окружил себя юными дарованиями и предоставил им возможность учиться и совершенствоваться. Лестница, на фоне которой сидит Богородица с младенцем Христом, может символизировать союз земного и небесного, человеческого и божественного.
Снеговик
1494

В январе 1494 года во Флоренции случился на редкость обильный снегопад. Пьеро Медичи, сын и наследник Лоренцо Великолепного, не дал сугробам пропасть зря. Согласно Джорджо Вазари, ученику и биографу Микеланджело, Медичи послал за 18-летним скульптором и «приказал ему вылепить у себя во дворе статую из снега, которая вышла прекраснейшей». Кого изображала скульптура, неизвестно. Еще один ученик и биограф Микеланджело, Асканио Кондиви, писал, что за недолговечный шедевр тот был удостоен места при дворе Пьеро и за его столом. Флорентийские художники эпохи Ренессанса порой, когда позволяли погодные условия, лепили скульптуры из снега и по собственному почину, оттачивая мастерство на податливом материале.
«Вакх»
1496–1497
Национальный музей Барджелло, Флоренция
Трудно поверить, но шедевр работы Микеланджело мог не понравиться заказчику. Так вышло со статуей бога вина, которую скульптор создал для кардинала Рафаэле Риарио. В итоге «Вакха» приобрел банкир Якопо Галли и поставил его в саду среди античных древностей. Вероятно, это самая ироничная скульптура Микеланджело. Молодой мастер продемонстрировал приверженность классическому идеалу красоты и воспроизвел одну из традиционных для античного искусства поз, сумев, однако, показать, что хмельной бог нетвердо держится на ногах.