Что стало с культурными ценностями после штурма Зимнего дворца в 1917?

ДилетантИстория

Как грабили Зимний

Советская историография десятилетиями утверждала, что штурм Зимнего в октябре 1917 года был чётко организован большевистской партией и культурные ценности при этом совершенно не пострадали. Даже если и можно было найти упоминания о кражах ценных вещей из дворца, то приписывались они, как правило, юнкерам или другим защитникам Зимнего.

Алексей Кулегин

Кабинет министра-председателя Временного правительства А. Ф. Керенского в покоях императора Александра III после захвата Зимнего дворца. Петроград, ноябрь 1917 года

Но вот перед нами документ из собрания Российской национальной библиотеки (РНБ), который явно противоречит всем прежним канонам. Это листовка, содержащая два коротких обращения:

«Граждане Петрограда!

Убедительно просим всех граждан приложить все усилия к розыску повсюду, где только возможно, вещей, похищенных в Зимнем дворце в ночь с 25 на 26 октября, и доставить их в комендантство Зимнего дворца. Скупщики, антикварии и все, кто окажется в числе укрывателей, будут привлечены к судебной ответственности и наказаны со всей строгостью.

Комиссары по защите музеев и художественных коллекций — Г. Ятманов, Б. Мандельбаум».

«В полковые и флотские комитеты. В ночь с 25 на 26 октября в Зимнем дворце, составляющем неотъемлемую собственность русского народа, похищены ценные художественные вещи.

Убедительно просим приложить все усилия, чтобы все похищенные вещи были возвращены в комендантство Зимнего дворца.

Комиссары по защите музеев и художественных коллекций — Г. Ятманов, Б. Мандельбаум».

Обращение комиссаров по защите музеев и охране художественных коллекций Г. Ятманова и Б. Мандельбаума к населению Петрограда и в полковые и флотские комитеты о необходимости возврата ценностей, похищенных из Зимнего дворца в ночь Октябрьского переворота. Петроград, 1917 год. РНБ

Безвозвратно утрачены

Конечно, в наши дни, когда все идеологические табу в отношении Октябрьской революции остались далеко в прошлом, достоянием гласности стало немало свидетельств того, что на самом деле происходило в те роковые часы и дни в бывшем царском дворце и последней резиденции Временного правительства. Их дополняют новые документальные материалы из фондов Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГА СПб) и отдела рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ), которые и составляют источниковую базу данной статьи.

Донесение Центральной комендатуры (штаба) Петроградской Красной гвардии в Петроградский ВРК о разграблении Зимнего дворца и необходимости обеспечить его надёжную охрану. Петроград, 10 ноября 1917 года. ЦГА СПб

Так, в ОР РНБ хранятся стенограммы заседаний Петроградской городской думы, которая была тогда одним из центров сопротивления новому режиму, за октябрь — ноябрь 1917 года. В Петрограде ходило немало различных слухов о том, что произошло в Зимнем дворце в ночь Октябрьского переворота, вплоть до предположений о его полном разграблении и даже уничтожении самого здания. Поэтому Городская дума по горячим следам событий приняла решение специально заняться рассмотрением вопросов, связанных с судьбой находившихся там материальных и художественных ценностей.

На заседании 11 ноября Дума заслушала сообщение председателя Адмиралтейской районной думы, который в составе комиссии из пяти человек 5 ноября побывал в Зимнем дворце и смог на месте ознакомиться с плачевным состоянием ряда его помещений, куда в ночь штурма ворвались группы вооружённых людей. По его свидетельству, особенно досталось императорским комнатам. Так, уборная Александра II, по заявлению комиссии, была полностью разгромлена: «В этой уборной был расставлен ряд картин, предназначенных для эвакуации Петрограда. Из них некоторые повреждены, именно голландские картины, но картина Френча (очевидно, речь идёт о Франческо Франча — итальянском художнике, ювелире, гравёре и скульпторе. — А. К.), представляющая собой лучшую картину всего Зимнего дворца, совершенно не повреждена… в уборной валяется совершенно разбитая коробка с медалями, медали все расхищены. На полу валяются художественные акварели Вернэ (Клод Жозеф Верне — знаменитый французский художник. — А. К.), совершенно измятые. Они валяются где угодно в измятом виде, но очевидно могут быть восстановлены… В одной из комнат, которая находится недалеко от комнаты Александра II-го весь пол, столы и стулья покрыты густым слоем гагачьего пуха, выпущенного из суконных подушек, притащенных из уборной супруги Александра II-го».

Стенограмма заседания Петроградской городской думы с докладом председателя Адмиралтейской районной думы о состоянии помещений Зимнего дворца после его захвата. Петроград, 11 ноября 1917 года ОР РНБ

Грабёж сопровождался вандализмом: «…с огромного количества мебели — стульев, диванов содрана кожа и шёлковая обивка. Так что эта мебель представляет собой очень печальную картину», — с грустью констатировала комиссия Думы. Дефицитная кожа, вероятно, пошла на солдатские сапоги. «Приходится вообще отметить зверство, с которым этот разгром был произведён. Так, ящик с небольшими акварелями, с художественной точки зрения ничтожными, которые были подарены болгарским царём Фердинандом Николаю II-му, в количестве нескольких сот, был проткнут штыками. Вероятно, полагали, что там может быть что-нибудь есть, и руками выворачивали картоны из ящика. К счастью, сохранились наилучшие миниатюры, которые были в кабинете Александра II-го, например, ценнейшая миниатюра, изображающая Константина Павловича. Но были попытки вырывать миниатюры из рамок, из бокалов и т. п. <...> Способ, которым открывались эти помещения, был, очевидно, самый примитивный: когда какая-нибудь дверь не поддавалась — её ломали вдребезги. Таким путём ценный шкаф красного дерева из кабинета Александра II сломан вдребезги».

Кабинет императрицы Александры Фёдоровны после захвата Зимнего дворца. Петроград, ноябрь 1917 года

Двери комнаты Николая II «были самым варварским образом разбиты, причём двери закрыты на замок, так что, очевидно, одна партия грабителей спасалась от другой, закрывая двери, чтобы та не могла пройти в другие помещения». Покои свергнутого императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны вообще стали предметом особой ярости восставших. «Но все эти комнаты не представляют никакого интереса с художественной точки зрения. Они скорее антихудожественны, чем художественны. Но разгром там полный. Из кабинета Александры Фёдоровны пропал знаменитый портрет Николая II, написанный Серовым. Портрет этот был найден позднее в совершенно изорванном виде. Так что реставрировать его вряд ли возможно».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Я вас понял!» «Я вас понял!»

Искренне ли Шарль де Голль полагал, что Алжир может остаться французским?

Дилетант
«Тупому и еще тупее» с Джимом Керри 30 лет. Как эта дурацкая комедия на грани стала знаковой и любимой «Тупому и еще тупее» с Джимом Керри 30 лет. Как эта дурацкая комедия на грани стала знаковой и любимой

«Тупому и еще тупее»: история создания фильма и его значимость для жанра

Правила жизни
Польша между двух рек и трёх спичек Польша между двух рек и трёх спичек

Как Большая тройка определяла границы, статус и политическое устройство Польши

Дилетант
Институт особого назначения Институт особого назначения

Какими исследованиями занимается Институт истории естествознания и техники?

Знание – сила
«Братский поцелуй» «Братский поцелуй»

Одна из самых известный фотографий сделана в ГДР, 7 октября 1979 года

Дилетант
«Хочу перестать грустить и понять, почему шел муж»: как сформулировать работающий запрос к психологу «Хочу перестать грустить и понять, почему шел муж»: как сформулировать работающий запрос к психологу

Какие психологические запросы не работают и как их правильно составлять?

Psychologies
«Одним меньше стало» «Одним меньше стало»

Какую палитру мнений вызвала кончина главы советского правительства?

Дилетант
Снял с языка Снял с языка

Матвей Лыков — о кино и жизни

Men Today
Фантом диверсанта Фантом диверсанта

Родился Отто Скорцени 12 июня 1908 года в Австрии, в Вене

Дилетант
Роза пустыни в нашем доме Роза пустыни в нашем доме

Мода на так называемые бутылочные деревья принесла нам маленькое чудо — адениум

Наука и жизнь
Новогодний сюрприз Новогодний сюрприз

Борис Николаевич Ельцин был горазд на сюрпризы

Дилетант
Эмоциональное техно Эмоциональное техно

Как можно описать стиль эмоциональной архитектуры?

ТехИнсайдер
Португальские инь и ян Португальские инь и ян

Два лидера «революции гвоздик», которые были во многом едины и неделимы

Дилетант
Я — сноб: винодел Михаил Николаев Я — сноб: винодел Михаил Николаев

Винодел Михаил Николаев — о любви к чаю и дегустациям сыра

СНОБ
Пиррова победа или победоносное поражение? Пиррова победа или победоносное поражение?

Истоки Советско-финляндской войны следует искать в предвоенной истории отношений

Дилетант
Быстро, удобно и вкусно Быстро, удобно и вкусно

Прогноз развития food-сегмента до 2030 года

Агроинвестор
Путешествие золотой бляхи Путешествие золотой бляхи

Тайны скифской Долины Царей

Вокруг света
Искусственный интеллект освоил 3D-печать Искусственный интеллект освоил 3D-печать

Аддитивные технологии включаются в производство высокотехнологичных изделий

Монокль
Литва от моря и до моря Литва от моря и до моря

История Литвы: от первого правителя до образования Речи Посполитой

Дилетант
Укрощение рубля Укрощение рубля

Как Россия в очередной раз справилась с американскими санкциями

Деньги
Сахар: есть или не есть Сахар: есть или не есть

С чем связана наша зависимость от быстрых углеводов и стоит ли с ней бороться

Монокль
Муж или папа? Как перестать искать недополученной отцовской любви Муж или папа? Как перестать искать недополученной отцовской любви

Как достроить отношения с отцом, если не хватило его любви в детстве

Psychologies
Цвет вашей кожи может влиять на эффективность лекарств Цвет вашей кожи может влиять на эффективность лекарств

Как кожа человека реагирует на лекарства в зависимости от ее типа?

ТехИнсайдер
Рокки и его братья: 6 лучших фильмов о боксе Рокки и его братья: 6 лучших фильмов о боксе

Прекрасные фильмы о боксе и борьбе

Правила жизни
Гуси у нас Гуси у нас

Как документалист Александр Расторгуев пришел от реализма к сюрреализму

Weekend
Передовая на передовой Передовая на передовой

«Великая»: байопик легендарной военной корреспондентки Ли Миллер

Weekend
15 витаминов и добавок, о которых не зря все говорят 15 витаминов и добавок, о которых не зря все говорят

Азбука красоты от А (аминокислоты) до Я (янтарная кислота)

VOICE
Ангелина Стречина: «Я считаю себя везунчиком» Ангелина Стречина: «Я считаю себя везунчиком»

У меня возникли сомнения: действительно ли мне доверяют, не ошиблись ли?

Коллекция. Караван историй
Ученые объяснили, почему жировые клетки не лопаются от накопленного жира Ученые объяснили, почему жировые клетки не лопаются от накопленного жира

Каков механизм в жировых клетках, который позволяет им безопасно увеличиваться?

ТехИнсайдер
«Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец» «Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец»

Режиссер Иван Соснин — о любви к фантастике и недоверии к компьютерной графике

СНОБ
Открыть в приложении