Как грабили Зимний
Советская историография десятилетиями утверждала, что штурм Зимнего в октябре 1917 года был чётко организован большевистской партией и культурные ценности при этом совершенно не пострадали. Даже если и можно было найти упоминания о кражах ценных вещей из дворца, то приписывались они, как правило, юнкерам или другим защитникам Зимнего.
Но вот перед нами документ из собрания Российской национальной библиотеки (РНБ), который явно противоречит всем прежним канонам. Это листовка, содержащая два коротких обращения:
«Граждане Петрограда!
Убедительно просим всех граждан приложить все усилия к розыску повсюду, где только возможно, вещей, похищенных в Зимнем дворце в ночь с 25 на 26 октября, и доставить их в комендантство Зимнего дворца. Скупщики, антикварии и все, кто окажется в числе укрывателей, будут привлечены к судебной ответственности и наказаны со всей строгостью.
Комиссары по защите музеев и художественных коллекций — Г. Ятманов, Б. Мандельбаум».
«В полковые и флотские комитеты. В ночь с 25 на 26 октября в Зимнем дворце, составляющем неотъемлемую собственность русского народа, похищены ценные художественные вещи.
Убедительно просим приложить все усилия, чтобы все похищенные вещи были возвращены в комендантство Зимнего дворца.
Комиссары по защите музеев и художественных коллекций — Г. Ятманов, Б. Мандельбаум».
Безвозвратно утрачены
Конечно, в наши дни, когда все идеологические табу в отношении Октябрьской революции остались далеко в прошлом, достоянием гласности стало немало свидетельств того, что на самом деле происходило в те роковые часы и дни в бывшем царском дворце и последней резиденции Временного правительства. Их дополняют новые документальные материалы из фондов Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГА СПб) и отдела рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ), которые и составляют источниковую базу данной статьи.
Так, в ОР РНБ хранятся стенограммы заседаний Петроградской городской думы, которая была тогда одним из центров сопротивления новому режиму, за октябрь — ноябрь 1917 года. В Петрограде ходило немало различных слухов о том, что произошло в Зимнем дворце в ночь Октябрьского переворота, вплоть до предположений о его полном разграблении и даже уничтожении самого здания. Поэтому Городская дума по горячим следам событий приняла решение специально заняться рассмотрением вопросов, связанных с судьбой находившихся там материальных и художественных ценностей.
На заседании 11 ноября Дума заслушала сообщение председателя Адмиралтейской районной думы, который в составе комиссии из пяти человек 5 ноября побывал в Зимнем дворце и смог на месте ознакомиться с плачевным состоянием ряда его помещений, куда в ночь штурма ворвались группы вооружённых людей. По его свидетельству, особенно досталось императорским комнатам. Так, уборная Александра II, по заявлению комиссии, была полностью разгромлена: «В этой уборной был расставлен ряд картин, предназначенных для эвакуации Петрограда. Из них некоторые повреждены, именно голландские картины, но картина Френча (очевидно, речь идёт о Франческо Франча — итальянском художнике, ювелире, гравёре и скульпторе. — А. К.), представляющая собой лучшую картину всего Зимнего дворца, совершенно не повреждена… в уборной валяется совершенно разбитая коробка с медалями, медали все расхищены. На полу валяются художественные акварели Вернэ (Клод Жозеф Верне — знаменитый французский художник. — А. К.), совершенно измятые. Они валяются где угодно в измятом виде, но очевидно могут быть восстановлены… В одной из комнат, которая находится недалеко от комнаты Александра II-го весь пол, столы и стулья покрыты густым слоем гагачьего пуха, выпущенного из суконных подушек, притащенных из уборной супруги Александра II-го».
Грабёж сопровождался вандализмом: «…с огромного количества мебели — стульев, диванов содрана кожа и шёлковая обивка. Так что эта мебель представляет собой очень печальную картину», — с грустью констатировала комиссия Думы. Дефицитная кожа, вероятно, пошла на солдатские сапоги. «Приходится вообще отметить зверство, с которым этот разгром был произведён. Так, ящик с небольшими акварелями, с художественной точки зрения ничтожными, которые были подарены болгарским царём Фердинандом Николаю II-му, в количестве нескольких сот, был проткнут штыками. Вероятно, полагали, что там может быть что-нибудь есть, и руками выворачивали картоны из ящика. К счастью, сохранились наилучшие миниатюры, которые были в кабинете Александра II-го, например, ценнейшая миниатюра, изображающая Константина Павловича. Но были попытки вырывать миниатюры из рамок, из бокалов и т. п. <...> Способ, которым открывались эти помещения, был, очевидно, самый примитивный: когда какая-нибудь дверь не поддавалась — её ломали вдребезги. Таким путём ценный шкаф красного дерева из кабинета Александра II сломан вдребезги».
Двери комнаты Николая II «были самым варварским образом разбиты, причём двери закрыты на замок, так что, очевидно, одна партия грабителей спасалась от другой, закрывая двери, чтобы та не могла пройти в другие помещения». Покои свергнутого императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны вообще стали предметом особой ярости восставших. «Но все эти комнаты не представляют никакого интереса с художественной точки зрения. Они скорее антихудожественны, чем художественны. Но разгром там полный. Из кабинета Александры Фёдоровны пропал знаменитый портрет Николая II, написанный Серовым. Портрет этот был найден позднее в совершенно изорванном виде. Так что реставрировать его вряд ли возможно».