Nudge. Архитектура выбора
Как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье
Книга «Архитектура выбора» показывает, как нас можно стимулировать, слегка подтолкнув к принятию правильных решений, и объясняет причины неправильных решений, которые мы принимаем в повседневной жизни.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Nudge. Архитектура выбора» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Для кого эта книга?
В идеальном мире каждый человек всегда бы принимал верные решения и не делал бы ошибок, которые могут навредить ему в будущем. Только представьте себе – никто бы не курил, не переедал, не пил лишнего, все бы пристегивались в машине, вовремя ходили к врачу и заботились о своем здоровье и экологии планеты. Но в реальной жизни нам часто не хватает информации, времени на размышление или силы воли, чтобы принять «полезное» решение. Обидно, неправда ли? Книга «Nudge» рассказывает о разных способах подталкивания людей к разумным решениям и о том, как не попасть на удочку маркетологов, зачастую «продвигающих» то, что выгодно им, но совсем не полезно потребителю.
Мы не всегда принимаем решения, которые являются для нас лучшими в долгосрочной перспективе.
Большинство людей имеют достаточно четкое представление о том, что хорошо для них, а что нет. Они полны решимости правильно питаться, копить деньги на пенсию и не курить.
Но когда дело доходит до того, чтобы применять эти правила в повседневной жизни, они часто делают наоборот: неправильно питаются, безрассудно тратят деньги и слишком много курят.
Неразумное поведение происходит во всех сферах нашей жизни, от привычек питания до инвестиционных решений и того, как мы строим свой ежедневный график. Мы хватаем с прилавка шоколадку, хотя знаем, что для нас будет лучше яблоко; мы нажимаем кнопку «сон» на смартфоне каждый раз, когда звонит будильник, несмотря на то что знаем, что придется спешить и опаздывать.
Такой стиль поведения вызывает определенные проблемы, а быстрые необдуманные решения приводят к серьезным долгосрочным последствиям. Например, статистика показывает, что когда дело доходит до экономии денег, большинство граждан США экономят крайне редко, даже если знают, что это может вызвать финансовые трудности в будущем.
Если мы внезапно теряем доход из-за болезни или безработицы или несем непредвиденные расходы (например, ремонтируем автомобиль), и при этом у нас нет сбережений, на которые можно было бы рассчитывать, мы сердимся на иррациональные решения, которые принимали в прошлом. И все же, несмотря на это, мы продолжаем принимать решения касаемо финансов на основе краткосрочных, а не долгосрочных целей.
Мы часто принимаем неверные решения, основываясь на недостаточной или смешанной информации.
Почему мы так часто делаем выбор, который на самом деле не является для нас лучшим? Во многих случаях у нас просто слишком мало или слишком много информации, или мы не можем предвидеть последствия наших действий. Только тогда, когда мы имеем и можем обрабатывать необходимое количество информации, мы можем принимать рациональные решения.
Например, когда нам приходится выбирать, какое мороженое купить в магазине, мы принимаем решение довольно быстро. Мы видим, какое мороженое представлено в этом магазине, и по опыту знаем, что клубничное лучше, чем со вкусом манго. То есть, мы обладаем всей необходимой информацией и можем быстро ее обработать.
В более серьезных ситуациях, например, когда мы решаем, брать ли займ в банке, мы чувствуем себя не так уверенно. В конце концов, есть разные виды займов: покупки в рассрочку, отсрочки платежей, потребительские кредиты, ценные бумаги, предварительное финансирование, временное финансирование и многое другое. Некоторые займы имеют фиксированную процентную ставку, другие переменную, все они имеют разные дополнительные расходы. И вся эта информация точно не будет вам изложена в простой форме. Обычно это написано мелким шрифтом и скрыто за яркой и красочной рекламой.
Другими словами, даже когда мы имеем доступ ко всей соответствующей информации, нам все еще может быть трудно разобраться во всем и объективно сравнить разные виды услуг. Подобные ситуации могут заставить нас чувствовать себя совершенно растерянными.
В основном, при принятии решений люди руководствуются «внутренним чутьем».
При виде смеющегося ребенка мы не можем не улыбнуться. Это «решение» улыбаться принимается неосознанно, такая реакция появляется как бы сама собой.
Но когда мы хотим получить ответ на вопрос, сколько будет 347 умножить на 12, мы решаем эту задачку осознанно, потому что нахождение ответа требует от нас усилий и занимает некоторое время.