Любить нельзя стесняться
Любовь к себе – не только база нашего ментального здоровья, но и большой ресурс в отношениях с другими людьми. Кому много дано, тот многое может дать и другим. Как научить этому себя? Как воспитать в этой парадигме детей? Рассказывает Диана Машкова.
Помню историю из конца девяностых. Мне двадцать один год, я родила первого ребенка, дочку, и страшно недовольна собой. Аспирантуру не окончила, как планировала, диссертацию не защитила, денег не заработала, зато раньше времени «выскочила замуж» и взялась «плодить нищету». «Любят за достижения, за результаты и за успехи! А у меня ничего этого нет», – крутилось в голове. И самое печальное, что такое отношение к себе истощало, мучило, мешало с радостью и любовью заботиться о ребенке. Я никому не рассказывала об этом: стыдно было испытывать такие чувства и кому-то признаться в них. И тяжело было себя любить…
А ведь то, как мы воспринимаем себя, нередко влияет на наше отношение к другим, да и к миру в целом. В те моменты, когда мы себе нравимся, гордимся собой, мир и люди рядом кажутся прекрасными. А когда мы недовольны собой, злимся на себя, все вокруг раздражают, а отношения складываются тяжело. И когда в силу обстоятельств мы «застреваем» в таком состоянии, жизнь становится невыносимой.
Почему некоторым людям бывает сложно себя принять и полюбить? Интересный ответ на этот вопрос дает ученый Эрик Берн, психолог и психиатр. Он говорит о 4 типах «жизненных позиций», они формируются у нас в раннем детстве.
1. Я хороший, ты хороший (я +, ты +). Жизненная позиция: «Меня любят и рады тому, что я есть. Я могу доверять самым близким, а значит, и всему миру». Это единственная комбинация, с помощью которой строится выигрышный жизненный сценарий. Определить такого человека можно по открытости, умению позитивно смотреть на мир и видеть в окружающих что-то хорошее. В детстве такие люди получают безусловное принятие и любовь своих родителей.
2. Я хороший, ты плохой (я +, ты –). Оборонительная жизненная позиция: «Я убежден, что я лучше других. Они ничего не понимают и ничего не стоят». Такой человек старается возвышаться над другими. Поначалу это может удаваться ценой непрерывной борьбы, но со временем окружающие отворачиваются от таких людей. И тогда из якобы «выигрывающих» они превращаются в безнадежно проигрывающих. В детстве такие люди часто сталкиваются с отвержением родителей.
3. Я плохой, ты хороший (я –, ты +). Депрессивная жизненная позиция: «Со мной что-то не так, я плохой, ничтожество, другие гораздо лучше меня». Обычно такой человек всю жизнь берет на себя роль жертвы. Неуверенность в себе рождает страх перед неуспехом и нежелание чего-то добиться. Такое случается с детьми, которыми были недовольны родители, постоянно с кем-то сравнивали, не принимали такими, какие они есть.
4. Я плохой, ты плохой (я –, ты –). Бесплодная жизненная позиция: «И со мной, и с тобой что-то не так. Жизнь пуста и безысходна. Я чувствую себя несчастным и нелюбимым. Никто не в силах мне помочь, так как остальные тоже плохие». Такая позиция представляет собой наиболее вероятную основу для проигрышного сценария. Скорее всего, такой человек будет бесконечно отвергать других, их помощь и при этом страдать от собственной отверженности. Так бывает, если в детстве он чувствовал, что не любим родителями, не нужен им.