Несгибаемая Мишель Йео: как актриса боролась со стереотипами Голливуда и победила
Мишель Йео стала первой актрисой азиатского происхождения, получившей «Оскар» за лучшую женскую роль. Еще в 1990-е звезда гонконгских экшенов доказала, что может исполнять трюки не хуже Джеки Чана, и снялась в фильме про Джеймса Бонда. Однако американские продюсеры все равно не спешили предлагать ей большие роли. Forbes Woman рассказывает о долгом пути Мишель Йео к признанию.
Проехать по крыше поезда на мотоцикле, спрыгнуть с моста без страховки, сделать шпагат на движущемся на всей скорости грузовике — Мишель Йео исполняла все эти трюки сама еще 30 лет назад, задолго до Тома Круза (который сделал из этого целую PR-историю). Для Мишель это была рабочая рутина. При этом фильмография Йео не ограничивается эффектными экшенами. У нее, как и у ее героини Эвелин из «Все везде и сразу», тысячи лиц: борец с военной хунтой в «Леди», мудрый биолог в «Пекле», строгий матриарх в «Безумно богатых азиатах» или капитан космического корабля в фильме «Звездный путь: Дискавери». Однако большинство ее карьерных успехов происходили скорее вопреки желаниям продюсеров и режиссеров, а Голливуду потребовались десятилетия, чтобы наконец-то признать заслуги Мишель Йео. В результате свою новую страницу в карьере она начала в 60 лет.
Мисс Малайзия
Мишель мечтала стать балериной и в 15 лет переехала из Малайзии в Лондон, поступив в Королевскую академию танца. Правда, во время занятий Йео повредила позвоночник, и о танцевальной карьере пришлось забыть. Ее мама решила не терять время и записала дочь на конкурс красоты «Мисс Малайзия», который та неожиданно для самой себя выиграла. Тогда на девушку обратила внимание продюсерская компания из Гонконга D&B Films, предложившая Йео сняться в рекламе часов. Из-за плохого знания кантонского диалекта Мишель не поняла, что сниматься она будет с главной звездой гонконгского шоу-бизнеса Джеки Чаном.
После рекламы пошли небольшие роли в фильмах, хотя Йео никогда не представляла себя в качестве актрисы и ужасно боялась сцены: «Если бы вы тогда сказали моим преподавателям по драме в Королевской академии танца, что однажды эта девушка по имени Мишель станет актрисой, они бы поставили последние деньги на то, что этого никогда не случится».
В одном из первых своих проектов Йео играет «девушку в беде», на которую нападают хулиганы, — это первый и последний фильм, где ее героиня не может постоять за себя. Мишель не пугали драки и боевики, наоборот, актриса пришла в спортзал, где тренировались каскадеры, и попросила научить ее основным трюкам. Те, конечно же, сначала не восприняли «Мисс Малайзию» всерьез. Однако балет, из которого вышла Йео, закалил ее характер: девушку не пугали ни многочасовые тренировки, ни ушибы и синяки.
Первая главная роль Мишель Йео в кино предназначалась для мужчины, и эта «карма» будет преследовать актрису всю ее карьеру. Гонконгский боевик «Да, мадам» (1985) должен был стать типичной для 1980-х историей про полицейских, сражающихся с плохими парнями. Сначала продюсеры искали на главные роли двух мужчин, но в результате взяли двух женщин: Синтию Ротрок (обладательницу семи черных поясов в разных видах боевых искусств) и 23-летнюю начинающую каскадершу Йео.