Лекарство от депрессии
Как Вторая мировая сделала из США сверхдержаву
Судьбу Соединенных Штатов Америки в XX веке во многом определили два события — Великая депрессия и Вторая мировая война. Для американской экономики второе событие стало лекарством от первого. Были созданы новые отрасли индустрии, практически ликвидирована безработица, выросли зарплаты работающих. Война превратила США в сверхдержаву — и в политическом, и в экономическом смысле.
Нейтралитет, ленд-лиз, Перл-Харбор
1 сентября 1939 года в Европе началась Вторая мировая война. 5 сентября 1939 года президент США Франклин Делано Рузвельт выступил с официальным заявлением. В нем говорилось, что, «к несчастью, Германия с Францией, Польшей, Великобританией, Индией, Австралией и Новой Зеландией находятся в состоянии войны», а поскольку Соединенные Штаты дружат со всеми этими странами, занимаются с ними коммерцией, в этих странах живут американские граждане, США объявляют о нейтралитете: не будут вступать в войну ни на чьей стороне или поставлять какой-либо из воюющих держав оружие.
Объявив о нейтралитете, США готовились к войне: накапливали стратегическое сырье, увеличивали производство вооружений и боеприпасов, наращивали численность вооруженных сил.
Профсоюзные лидеры и представители властей призывали к конверсии производства — переводу предприятий на выпуск военной продукции. Бизнес-лидеры противились этому, не желая уступать потребителей конкурентам, продолжающим выпускать гражданскую продукцию.
28 декабря 1940 года глава профсоюзной ячейки Объединенного профсоюза автомобильных рабочих (United Automobile Workers, UAW) на заводе General Motors Уолтер Филип Рейтер выступил по радио с обращением к нации. Он представил так называемый план «500 самолетов в день». Рейтер утверждал, что автомобильная индустрия работает в половину своей мощности. Вторую половину можно направить на производство самолетов, выпуская 500 самолетов в день. Президент Рузвельт, уже знакомый с планом профсоюзов, выступил по радио с обращением к нации на следующий день после Рейтера. «Арсенал демократии» — так звучала главная фраза в речи президента. Соединенные Штаты должны оказать военную помощь Великобритании, не допустив победы Германии — чтобы самим США не пришлось участвовать в военных действиях.
11 марта 1941 года президент Рузвельт подписал закон о ленд-лизе — поставке союзным странам военной техники, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия и медикаментов без оплаты — с оплатой в будущем за счет предоставленных США кредитов или с возвратом после войны в случае, если техника не была уничтожена. За период действия закона (до 20 сентября 1945 года) общая стоимость поставок составила $50,1 млрд ($833 млрд в долларах 2023 года), первым и главным получателем стала Великобритания ($31,4 млрд). В ноябре действие закона распространили на СССР (объем поставок за время войны составил $11,3 млрд).
21 марта 1941 года правительство США ограничило использование в гражданских целях алюминия, являющегося стратегическим сырьем. 2 августа 1941 года под полный контроль правительства было взято другое стратегическое сырье — сталь.
США официально вступили в войну 7 декабря 1941 года, после нападения Японии на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор на Гавайских островах.
«Дочки» военных лет
В связи с вступлением США в войну было создано большое количество государственных структур, занимающихся развитием оборонной промышленности. Часто к их руководству привлекались представители крупного бизнеса. В нашей статье рассказать обо всех нереально, возьмем для примера лишь некоторые.
В январе 1932 года по инициативе президента Герберта Кларка Гувера Конгресс принял решение о создании Реконструктивной финансовой корпорации (Reconstruction Finance Corporation, RFC). Это федеральное ведомство предоставляло крупные займы банкам, страховым обществам, другим финансовым структурам, компаниям, местным органам власти с целью спасения экономики, пострадавшей от Великой депрессии.
В 1940–1943 годах было создано семь дочерних структур RFC, сфера деятельности которых была связана с войной и оборонной промышленностью, и приобретена еще одна компания, ставшая восьмой «дочкой». Эти структуры занимались производством, снабжением, созданием резервов, торговлей стратегическими материалами и товарами (резиной, металлами, нефтью); приобретением недвижимости и промышленных предприятий, постройкой промышленных предприятий и их управлением; закупками металлов и минералов в США и более чем в 50 странах мира; субсидированием отечественных производств и транспортных предприятий с целью стимулирования производства и контроля за ценами; страхованием на случай потерь в результате военных действий; сбором вторсырья (а после окончания войны — продажей военных излишков).
Общий объем выданных кредитов и инвестиций восьми военным «дочкам» RFC средств составил $20,9 млрд.
Лучшим веревочным волокном, используемым, в частности, для производства тросов и морских канатов, считалась манильская пенька, изготавливаемая на Филиппинах из растения под названием абака (текстильный банан). Американские службы тылового обеспечения признали абаку стратегически важным материалом еще в 1937 году. В 1939 году начались тайные (чтобы не спровоцировать рост цен) закупки крупных партий манильской пеньки для создания стратегического резерва. До вступления США в войну различные государственные и частные структуры закупили 18 238 тонн абаки, а Корпорация оборонных поставок (Defense Supplies Corporation), одна из восьми «дочек» RFC,— еще 13 127 тонн. Импорт абаки был прерван после вторжения Японии на Филиппины. Еще в августе 1936 года исполняющий обязанности министра военно-морских сил США Уильям Гаррисон Стэндли (в 1942–1943 годах он был послом США в Советском Союзе) высказал идею выращивания манильской пеньки в странах Центральной Америки. В 1939 году United Fruit Company, тесно сотрудничавшая со странами, являвшимися крупнейшими экспортерами бананов («банановыми республиками»), сообщила командованию ВМС, что готова сотрудничать в осуществлении подобного плана. По трем контрактам, заключенным в 1942 году, United Fruit должна была посадить плантации общей площадью 40 тыс. акров (16 187 га). Нужного количества семян не нашлось, общая площадь посадок составила 28 694 акра (11 612 га). В 1943 году в Панаме было произведено 1319 тонн абаки. В 1945 году манильская пенька производилась уже в четырех странах (добавились Гватемала, Гондурас и КостаРика), а общий объем производства составил 18 597 тонн.
Стратегическим материалом была резина. Ею занимались сразу две военные «дочки» RFC.
Для постройки военного самолета требовалось полтонны резины. Для танка — около тонны. Для военного корабля — 75 тонн. На обмундирование одного военнослужащего — 14,5 кг. Автомобилям и самолетам нужны были шины.
Накануне войны Соединенные Штаты были крупнейшим мировым импортером каучука, сырья для производства резины. Резиновая промышленность США работала в основном на каучуке природного происхождения, закупаемом в основном в странах Юго-Восточной Азии. Хотя сразу несколько американских компаний в 1930-е годы вели разработки синтетического каучука, серьезно к этому виду сырья в США не относились. Мировым лидером в производстве синтетического каучука был Советский Союз, по данным Международного института производителей синтетического каучука (International Institute of Synthetic Rubber Producers, IISRP). Германия быстро наращивала производство разработанного химиками концерна IG Farben искусственного каучука БУНА (бутадиен-натриевый каучук): только в 1940 году было произведено 40 тыс. тонн, и 70 тыс. тонн — в 1941 году.
Индустрия синтетического каучука была создана в Соединенных Штатах почти с нуля. Rubber Reserve Company (RRC, созданная в июне 1940 года «дочка» RFC) призвала четыре крупнейшие компании резиновой промышленности — Firestone Tire & Rubber Company, B.F. Goodrich Company, Goodyear Tire & Rubber Company и United States Rubber Company (Uniroyal Chemical Company, Inc.) — довести выпуск искусственного каучука до 400 тыс. тонн в год. Через 12 дней после вступления США в войну эти компании подписали соглашение о патентах и обмене информацией и патентами.
На страны Юго-Восточной Азии приходилось более 90% мирового производства натурального каучука. После оккупации японской армией этих стран США остались без сырья. У Соединенных Штатов имелся стратегический запас натурального каучука — около 1 млн тонн. Годовая потребность в этом сырье составляла 600 тыс. тонн.
Дефицит стратегического сырья необходимо было ликвидировать в кратчайшие сроки.
По распоряжению президента Рузвельта для решения проблемы в августе 1942 года была создана комиссия, которую возглавил финансист Бернард Барух, а в ее состав вошли президенты Гарвардского университета и Массачусетского технологического института.