Нет цензурных слов. Почему Россия бьется за свободу слова, а ей не верят
Раньше цензурой занимались правительства, а общество протестовало против этого, стремясь получать свободу информации. Теперь все поменялось — власти жалуются на цензуру свободного общества, хотя все еще могут в ответ применить ее и сами. Гиперопека соцсетей раздражает многих, и в дискуссии о свободе слова много справедливых вопросов, но Россия в ней полноценно участвовать не может.
Группа депутатов Госдумы и примкнувший к ним сенатор Алексей Пушков, известный высмеиватель всего на свете, внесли на рассмотрение коллег законопроект о возможности блокировки интернет-ресурсов за нарушение прав россиян искать и получать информацию, то есть, проще говоря, за цензуру. Под интернет-ресурсами здесь понимаются в первую очередь платформы соцсетей, такие как YouTube, Twitter или Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), а цензура, которой недовольны законодатели — это ограничения в отношении прогосударственных СМИ.
«Актуальность принятия законопроекта обусловлена многочисленными фактами необоснованного ограничения доступа граждан Российской Федерации к информации российских СМИ со стороны отдельных интернет-ресурсов, в том числе расположенных за пределами Российской Федерации... Цензуре подверглись такие средства массовой информации как Russia Today, РИА Новости, Крым24», — цитата из пояснительной записки.
Последней каплей, переполнившей чашу терпения парламентариев, стали ограничения, наложенные на YouTube-канал «Соловьев LIVE» Владимира Соловьева. По этому поводу Роскомнадзор направил владельцу хостинга компании Google гневное письмо: «С октября текущего года видеоматериалы канала не попадают в раздел "В тренде" YouTube, хотя ранее это происходило регулярно. Такую ситуацию можно расценить как попытку администрации YouTube ограничить распространение материалов популярного российского автора, воспрепятствовать росту его аудитории». Впрочем, ведомство и раньше предъявляло претензии, например, по поводу фильмов «Беслан» и «USA 2020: Up in arms», снятого RT и посвященного протестам в США. Этот фильм сопроводили предупреждением о шокирующем или оскорбительном контенте.
Трепетная забота о популярности Владимира Соловьева со стороны государственных органов, конечно, похвальна. Это же на телевидении все элементарно — воткнул передачу в прайм-тайм, вот тебе и автоматически крупнейшая в стране аудитория. Что ей покажешь, то она и смотрит. Вот если бы россияне смотрели какой-нибудь отечественный федеральный хостинг, то было бы проще: пара звонков, и Соловьев во всех трендах, каких хочет, а Дудь с Навальным загнаны в самый подвал; но люди смотрят YouTube, и поэтому все пропагандистские подразделения должны здесь помогать друг другу выживать.
Однако просто посмеяться над глупым Роскомнадзором, который, потоптавшись на граблях блокировки Telegram, теперь замахивается на куда более могущественные интернет-компании, кажется, недостаточно. Проблема цензуры, в том числе политической, со стороны социальных медиа имеет вполне себе общемировое измерение.