Не прячьте вашу живопись по банкам и домам: как детективы ищут пропавшие картины
В мире искусства есть свои Коломбо, Шерлоки Холмсы и даже один Индиана Джонс. Forbes Life рассказывает истории детективов, раскрывших самые громкие кражи на арт-рынке последних лет
Одним из свидетелей-экспертов в недавних слушаниях по иску российского миллиардера Дмитрия Рыболовлева против аукционного дома Sotheby’s выступал бывший агент ФБР Роберт К. Уиттмен, специализирующийся на арт-рынке. За 20 лет службы Уиттмен помог найти и вернуть множество украденных произведений искусства, включая работы Брейгеля и Родена, суммарная оценочная стоимость которых составляет порядка $250 млн. С 2008 года Уиттмен работает частным порядком, консультирует коллекционеров и читает лекции.
Выступая в начале января этого года в окружном суде Нью-Йорка в связи с иском Рыболовлева против Sotheby’s, Уиттмен приводил примеры из своей практики, чтобы проиллюстрировать признаки, по которым можно безошибочно определить мошенника от мира искусства, скрывающегося под маской добропорядочного и успешного арт-дилера.
Прежде всего Уиттмен привык обращать внимание на характер отношений между дилером и коллекционером. По словам арт-детектива, мошенники часто добиваются знакомства с интересующими их коллекционерами (своих жертв они называют «киты») через людей из их близкого круга. В деле Рыболовлева, как утверждал сам миллиардер, таким человеком была Татьяна Раппо, помогавшая его семье обосноваться в Швейцарии в середине 1990-х и познакомившая его с дилером Ивом Бувье. Тревожным сигналом, как утверждает Уиттмен, служит факт получения таким человеком процента прибыли от заключенной сделки.
«Раздражает, что эти люди имеют все шансы отлично заработать законным путем, но жадность все равно берет свое», — заявил он на слушаниях. В своем выступлении Уиттмен также рассказал, что Рыболовлев нанял его через свою компанию ADI, когда у коллекционера возникли подозрения в недобросовестности Бувье. Гонорар Уиттмена составляет $50 000 за одно расследование.
Роберт Уиттмен, спаситель Рембрандта
Роберт К. Уиттмен начал работать в ФБР в 1988 году. Специальное подразделение, занимающееся делами, связанными с искусством, он создал и возглавил в 2005 году, за три года до своей отставки. По собственному признанию Уиттмена, самое громкое из раскрытых им преступлений связано с автопортретом Рембрандта, похищенным из Национального музея Швеции в 2000 году. Примерная оценочная стоимость шедевра составляет порядка $35 млн. Четверо преступников (двое иракцев, гамбиец и швед), ворвавшихся в здание музея, похитили Рембрандта и две работы Ренуара. Пока один из грабителей размахивал автоматом, остальные снимали картины со стен. Чтобы отвлечь внимание полицейских, они дистанционно взорвали две машины, припаркованные рядом с музеем, а сами скрылись на катере. Уиттмен и его группа присоединились к расследованию по специальному запросу шведских властей. Работая под прикрытием, они вышли на продавца Рембрандта осенью 2005 года. Под видом потенциального покупателя Уиттмен встретился с продавцом в отеле Копенгагена, чтобы убедиться в подлинности картины. Сразу после его визита и передачи «задатка» в номер ворвалась полиция.
В 2012 году Уиттмен опубликовал книгу воспоминаний под названием «Бесценные», где собрано много остросюжетных историй. Чтобы раскрыть кражу 18 картин общей стоимостью $50 млн, ему пришлось неоднократно встречаться с гангстером: «Это был отчаявшийся и способный на убийство человек, на встречу с которым я шел без оружия, с миллионом евро наличными и в компании напарника, для которого это было первое дело. Кроме того, переговоры велись на французском языке, которым я не владел». В итоге все закончилось благополучно.