Модельер экономического роста
Как потомок русских эмигрантов Роберт Солоу изменил современную экономику
Лауреат Нобелевской премии по экономике Роберт Мертон Солоу скончался на 100-м году жизни 21 декабря 2023 года. Его имя еще при жизни вошло в историю экономической теории. В любом вузовском учебнике по экономике можно прочесть про «модель Солоу—Свона» и «остаток Солоу». Разработанная Солоу в 1950-е годы теория зависимости долгосрочного экономического роста от научно-технического прогресса до сих пор актуальна.
Послушался отца
Роберт Мертон Солоу был внуком иммигрантов. Все его дедушки и бабушки (Шломо, Роза, Давид и Фанни) прибыли в Америку из Российской империи. Родители появились на свет уже в Соединенных Штатах.
Отец Роберта, Милтон Генри Солоу, занимался меховым бизнесом. В 1936 году два бандита зашли в принадлежащий Милтону Солоу магазин в Чикаго, заперли единственного продавца в несгораемом шкафу и вынесли из магазина меха на $8 тыс. (примерно соответствует современным $176,5 тыс.). В 1937 году Милтон Солоу стал закупать меха в Советском Союзе. В 1944 году, в период расцвета советско-американской дружбы, он в интервью агентству Associated Press, хвалил якутских охотников, умеющих бить белку в глаз, чтобы не портить шкуры.
Своему сыну Милтон однажды дал такой совет по выбору профессии: «Роберт, мне все равно, чем ты будешь заниматься в жизни. Но если ты пойдешь в меховой бизнес, я тебя убью». Роберт послушался и не пошел в меховой бизнес. В школе он учился так хорошо, что дважды «перепрыгивал» через класс, в результате окончил ее не в 18, а в 16 лет. Он сумел получить стипендию, которой хватило на оплату первого курса в Гарвардском университете. В Гарварде изучал антропологию и социологию. В 1942 году Роберт Солоу записался добровольцем в армию. Он свободно владел немецким и знал азбуку Морзе. Благодаря этому его направили в часть, занимавшуюся переводом перехваченных немецких радиопереговоров. После демобилизации в 1945 году Солоу вернулся в Гарвард, выбрав направление «общественные науки». В него входили и курсы по экономике.
Незадолго до окончания Второй мировой войны Роберт Солоу женился на Барбаре Льюис. Первой в их семье всерьез увлеклась экономикой именно она. Солоу решил изучать экономику с супругой за компанию.
В Гарварде Солоу повезло с учителем. Экономику преподавал Василий Леонтьев, будущий нобелевский лауреат. Солоу одно время работал у Леонтьева ассистентом на полставки. По совету учителя Солоу стал углубленно изучать математику. Особенно его увлекли теория вероятностей и статистика. В 1951 году Солоу получил докторскую степень в Гарварде. Диссертация, которую он писал под научным руководством Леонтьева, была посвящена распределению доходов. Использование теории вероятностей в экономических исследованиях в те годы было тогда в новинку.
Из Гарварда в Массачусетс
Во время учебы в Гарварде сфера интересов Солоу сместилась в сторону макроэкономики. Сильное влияние на Солоу оказала опубликованная в 1947 году книга Пола Самуэльсона «Основания экономического анализа».
В 1949 году Солоу начал преподавательскую карьеру — ассистентом профессора статистики в Массачусетском технологическом институте (МТИ) с окладом $4,4 тыс. в год (по покупательной способности это примерно соответствует современным $56,7 тыс.). Он читал курсы по статистике и эконометрике.
После Гарварда, известного тогда своими традициями антисемитизма, еврею Солоу легче было продолжить научную карьеру в МТИ. На собеседовании при поступлении в МТИ Солоу познакомился с Самуэльсоном, чьей книгой восхищался. Большая часть научной карьеры двух ученых была связана именно с этим учебным заведением. Самуэльсон проработал в МТИ с 1940 года до своей смерти в 2009 году, Солоу — до выхода на пенсию в 1995 году. Над многими экономическими теориями Солоу и Самуэльсон работали вместе. Одна из их самых известных совместных работ — «Аналитические аспекты антиинфляционной политики». Она была опубликована в 1960 году в майском номере журнала American Economic Review.
Самые известные работы Солоу, работы, которые десятилетия спустя принесут ему Нобелевскую премию, были напечатаны в конце 1950-х. Это статья «Вклад в теорию экономического роста», опубликованная в журнале Quarterly Journal of Economics в 1956 году, и опубликованная годом позже в журнале Review of Economics and Statistics статья «Технические изменения и агрегированная производственная функция». Независимо от Солоу в том же 1956 году австралийский экономист Тревор Свон опубликовал в журнале Economic Record работу «Экономический рост и накопление капитала», в которой высказал схожие идеи. Предложенную двумя экономистами модель экзогенного экономического роста иногда называют моделью Солоу— Свона, иногда — моделью Свона. Американцу принадлежит пальма первенства — его работа увидела свет в феврале, статья австралийца — в декабре.
Обеспечить стабильность системы
В 1960–1970-е годы Роберт Солоу консультировал по вопросам экономики трех президентов — Джона Фицджеральда Кеннеди, Линдона Бейнса Джонсона и Ричарда Милхауза Никсона. Особенно сильным было его влияние на экономическую политику США при Кеннеди. По словам Солоу, Кеннеди был прекрасным президентом, так как читал служебные записки, которые ему направляли. Однажды Кеннеди позвонил Солоу и спросил: «Не могли бы вы объяснить, что написано в вашей записке во втором параграфе на странице два?»
Высокий авторитет Солоу-экономиста обеспечила разработанная им в конце 1950-х теория экономического роста (экономический рост — увеличение реального ВВП при полной занятости в результате расширения производственного потенциала страны за определенный период времени). В 2007 году Солоу дал интервью длиной более двух с половиной часов для проекта устной истории Массачусетского технологического института. В нем он, в частности, объяснил основное содержание двух своих главных работ, в которых изложены основы этой теории. Вот выдержки из этого интервью: «Прошло всего десятилетие с окончания войны. В мире происходило необъяснимое явление… европейские экономики быстро росли. В США фактически не было послевоенной рецессии, которой все опасались. Экономика росла. Но экономики росли с разной скоростью. Была также проблема развивающихся стран. Хотя она меня не сильно интересовала. Но она витала в воздухе. Это была одна из нерешенных проблем — как просчитать, какое дать объяснение путям роста современной экономики, тому, что одни экономики растут быстрее других. Какие характеристики нужно использовать, чтобы сделать это? Были попытки с этим разобраться».
В своей статье 1956 года Солоу подверг критике господствовавшие в то время теории — концепции экзогенного (обусловленного внешними факторами) экономического роста, разработанные Роем Харродом и Евсеем Домаром. Модель, которую он назвал моделью Харрода—Домара. По его утверждению, один из главных ее принципов состоял в том, что даже в долгосрочном периоде невозможно обеспечить равновесный экономический рост (такой, при котором объемы совокупного спроса и совокупного предложения, увеличивающиеся от периода к периоду, постоянно равны между собой). Если какой-то из ключевых параметров — норма сбережений, коэффициент капиталоемкости, темпы роста рабочей силы — отклонится от равновесного значения, вся система выйдет из равновесия, последствием чего будет рост безработицы или продолжительная инфляция.