«В церкви Божией разгласия»
Со времён Крещения главой русской церкви был митрополит Киевский и всея Руси. Митрополия находилась в составе Константинопольского патриархата, и утверждал предстоятеля на должность греческий патриарх. Но при Василии Тёмном впервые обошлись без этого утверждения, хотя и пытались его получить. В результате образовалось сразу два «параллельных» русских митрополита — Иона Московский и Исидор Киевский.
Митрополия Киевская
Киевская и всея Руси митрополия Константинопольского патриархата с ХIII века включала в себя православные приходы не только Руси, но и княжества Литовского, Королевства Польского и Золотой Орды. Кафедра переносилась из Киева во Владимир-на-Клязьме, а потом и в Москву. Но название оставалось прежним.
Естественно, церковные владыки были важны правителям светским. Князья выдвигали своих людей, смещали неугодных, а иногда и убивали. Правители каждого Великого княжества — Московского и Литовского — хотели бы иметь своего митрополита, но, желательно, чтобы под его влиянием находились православные всех земель Руси.
В 1431 году умер митрополит Фотий (грек, родом из Монемвасии), занимавший русскую кафедру с 1408 года. По воле литовского князя Свидригайло вакантное место занял епископ Смоленский Герасим (родом москвитин, Титов сын, Болванов внук), отправившийся в Константинополь в 1433 году и вернувшийся в сане митрополита Киевского и всея Руси, а не только Литвы. Но в Москву отправиться Герасим не решился, остался в Смоленске. Скоро отношения с властью ухудшились: митрополита заподозрили в связи с князем Сигизмундом (младшим братом Витовта, оспаривавшим у Свидригайло великокняжеский престол), заковали, сослали в Витебск, где и сожгли в 1435 году. В Великом княжестве Литовском тогда тоже шла гражданская вой на, но расправа над духовным лицом произвела ужасное впечатление. А киевская кафедра опять официально освободилась.
Исидор — кардинал и митрополит
Исидор, греческий монах из той же Монемвасии, учился в Константинополе, интересовался науками, был знаком с выдающимися умами своего времени. Будучи игуменом монастыря Святого Димитрия в Константинополе, принимал участие в Базельском соборе как представитель византийского императора. В 1437-м был назначен митрополитом Киевским и всея Руси.
Он прибыл на Русь, исполнял свои обязанности в Москве, Новгороде и Пскове, а затем отправился в Феррару, на собор (он переедет во Флоренцию и станет Ферраро-Флорентийским), где был самым активным сторонником унии церквей. От Византийской империи на тот момент остались лишь Константинополь и небольшие его окрестности, а объединённые христиане смогли бы противостоять османскому нашествию.
В 1440-м Исидор вернулся на Русь уже в сане кардинала (папа Евгений IV назначил его своим легатом для Польши, Литвы и Ливонии). Исидор представляет московскому князю и духовенству принятое решение об объединении церквей и даже проводит службу по новым правилам. Согласно одной из летописей, Василий II услышал много вещей «не по обычаю Рускыя земля». За что отправил митрополита в Чудов монастырь, под стражу. Дальше Исидор, согласно летописи, «убежа с Москвы ко Тфери, а оттоле в Литву, да к Риму». Скорее всего, князь Василий позволил низложенному или «обличенному» митрополиту покинуть Русь, не сжигать же?
Дальнейшая биография митрополита Исидора не менее насыщенна. Он продолжал бороться за объединение церквей, занимал различные духовные посты, лично участвовал в обороне Константинополя в 1453-м и чудом избежал плена. Прожил до конца своих дней в Италии, в 1458-м получил номинальный сан патриарха Константинопольского и скончался в Риме в 1463-м. Оставил довольно много писем и посланий, правда, единственное на русском языке — правителям города Холма в защиту священника Вавилы, вряд ли написано им самим, скорее всего, русским языком он не владел.