Сегодня в меню: почему кинематограф стал одержим темой еды
Еда — как много в этом слове. В последние годы большое кино и телевидение буквально захватили гастрономические проекты на любой вкус: от реалити про строгих шефов, разносящих в пух и прах чужие кулинарные шедевры, до художественных вариаций «Адской кухни» и байопиков о знаменитых шефах. К выходу 14 февраля Каннского десерта «Рецепт любви» Чан Ань Хунга (приз Канн за лучшую режиссуру) кинокритик Елена Зархина прослеживает, когда кинематограф успел так изголодаться по теме еды.
Ты не ты, когда голоден. Тем более когда оказываешься в зале кинотеатра, на экране которого разворачивается красивая история любви… к еде. В последние годы кино и телевидение со всех сторон пытается разобраться, какое место еда занимает в нашей жизни. Эффект от этого ощущается не только в зрительном зале, но и в закрытых чиновничьих кабинетах. Так, выигравший в Каннах режиссерскую награду «Рецепт любви» с Жюльет Бинош и Бенуа Мажимелем своим кулинарным изобилием вызвал такое внимание и наполнил желудки оскаровского комитета во Франции, что тот на соискание премии «Оскар» отправил картину Хунга, а не победившую в тех же Каннах «Анатомию падения» Жюстин Трие. Но то, что на голодный желудок казалось верным, на сытый воспринималось иначе — «Рецепт любви» не прошел финальный отбор «Оскара» и лишил Францию номинации в этом году.
Расчет по итогу оказался неверным, но понять ход мыслей французского отборочного комитета можно: кажется, что едой отныне одержимы все. Если в России, скажем, сериал «Кухня» не столько фокусировался на самой еде и сложных характерах тех, кто ее готовит, вращаясь вокруг комичных и любовных перипетий героев, то западные аналоги художественных кулинарных шоу ставят еду во главу угла.
Начиналась кулинарная лихорадка в кино красиво. Кто из нас не очаровывался душевным «Рататуем», более драматичной, но такой же пронзительной драмой «Вкус жизни» (ремейк картины «Неотразимая Марта»), не смаковал «Шоколад» с той же Жюльет Бинош и не учился готовить утонченные блюда из меню фильма «Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту» с Мерил Стрип.
Но спустя годы тема кулинарии на экране стала такой же острой, как разделочный нож шефа, а сюжеты — радикальнее. Наевшийся красоты и сахарной слащавости зритель захотел блюда поострее, и индустрия откликнулась на его запрос. Пока героиня сериала «Джулия», посвященного профессиональной судьбе Джулии Чайлд, привившей Америке любовь к французской кухне, варится в собственном соку, не выходя за рамки теплого драмеди, ее конкуренты действуют иначе.