Тысяча заводов – одно детище: самолет
Невзрачные с виду детали – обечайка воздухозаборника двигателя с трубопроводом обогрева – плоды труда заготовительно-штамповочного производства
Здравствуйте, дорогие читатели! Возможно, вам встречался забавный рисунок, показывающий, каким видят самолет прочнисты, каким – вооруженцы, аэродинамики, «АОшники» (специалисты по авиационному оборудованию) и сотрудники других отделов конструкторского бюро. Разумеется, их пожелания противоречивы: аэродинамики стремятся сделать сложную механизацию крыла, чтобы машина на посадке держалась в воздухе на возможно меньшей скорости, а прочнисты не могут выполнить сложную конструкцию одновременно прочной и легкой.
У всех как кость в горле стоят «АОшники» с «РЭОшниками» («радистами»): кабельные трассы и блоки оборудования требуют подхода не только для монтажа при сборке, но и для обслуживания и замены, что опять-таки противоречит задумкам прочнистов. Аэродинамики тоже недовольны: люки, съемные панели и прочие элементы, обеспечивающие подход, увеличивают сопротивление скоростному потоку...
Самолет тем и чудесен, что являет собой воплощенное сочетание всех требований. В первой статье цикла мы ознакомились с агрегатным производством, которое, по сути, воплощает требования прочнистов и аэродинамиков – создает «скелет» машины и геометрически точно выверенные обводы несущих поверхностей. Теперь пойдем дальше – ознакомимся с другими цехами авиационного завода, включая цех основной сборки. Конечно, названия, специализация и технологическое деление цехов меняются от завода к заводу, но в целом все летающие машины появляются на свет похожим образом – как слова составляются из одних и тех же букв.
Сырье и покупные комплектующие изделия (ПКИ) для производства поступают на завод через отделы внешней кооперации и входного контроля. Абсолютно все, из чего состоит самолет, не в состоянии произвести один завод, поэтому реле и целые блоки оборудования, двигатели, электрообогреваемые лобовые стекла, тормоза шасси, гидрораспределители, пожарные баллоны и многое другое (ПКИ, или на жаргоне заводчан – «гизы») завод получает от смежников. И все требует входного контроля, но если лампочки достаточно просто осмотреть, то для контроля металлических слитков нужен химический или физический анализ, а приборы проверяются на специализированных стендах. Этим занимаются заводские лаборатории.
Ряд технологических цепочек завода начинается на металлургическом и заготовительно-штамповочном производстве (ЗШП). Здесь готовятся сплавы, ведутся литье, ковка и штамповка. «Литейка» есть не на каждом заводе – в ряде случаев отливки выгоднее заказывать у смежников, чем держать свое энергоемкое производство. А некоторые заводы льют сами даже простые заготовки, к примеру, фитинги гидравлических систем (тройники, штуцеры и пр.). Все зависит как от рентабельности, так и от способности подрядчика выполнить заказ: не всякий завод точного литья способен работать, например, со сплавом нужной марки.