Тесты, эзотерика, нейропомощники: каким стал рынок онлайн-знакомств
Разбираемся в рынке онлайн-знакомств с помощью экспертов, основателей приложений и самих пользователей
Летом 2023 года гиганты индустрии онлайн-дейтинга Tinder и Badoo ушли из России. Куда с тех пор релоцировались ищущие любовь пользователи, с какими сложностями они сталкиваются, какие фичи создают разработчики приложений, чтобы эти сложности решить, и куда мчатся пассажиры онлайн-дейтинга — это бесконечная поездка или все-таки виден свет в конце тоннеля?
Свято место пока довольно пусто
Еще до пандемии тема онлайн-знакомств была несколько табуирована, с повальным погружением в онлайн об этом стали высказываться все больше, а после того, как с отечественного рынка ушел Tinder, и вовсе выяснилось, что каждый второй друг дейтился онлайн и теперь все стали охотно делиться друг с другом новинками приложений, которые доступны в России. Валентина Закирова управляет одним из направлений в международном венчурном фонде SDVentures — в портфеле компании 40+ международных дейтинг-проектов разной направленности. Девушка комментирует вакуум, образовавшийся в России после ухода международных сервисов: «Он создал благоприятную обстановку для новых проектов, но дейтинг — это такой вид бизнеса, который требует много инвестиций, пока стартап не наберет критическую массу. Новый проект, который кажется успешным, — это Twinby, также многие пользователи эмигрировали в Pure. Часть аудитории ушла в Mamba. Рынок, по сути, пустой, эти сервисы легко его могут завоевать».
Как выяснили «Ведомости», в июле 2023 года самое большое количество скачиваний пришлось на Mamba. Но уже к концу года ситуация стала меняться, а среди продвинутых миллениалов на данный момент популярны другие сервисы.
Релоканты из Tinder
Ольга (32 года) в онлайн-дейтинге около пяти лет. Недавно девушка перешла на российские аналоги, которые сегодня на слуху, — Pure и Twinby: «Активнее всего я пользуюсь Pure, но ставлю в статусе «не по теме приложения», что означает, что я пришла сюда не за реализацией сексуальных фантазий. Такой статус я часто встречаю, в том числе у мужчин, некоторые из которых пишут «релокант из Tinder». В Twinby нужно при регистрации пройти психологический тест на совместимость, но за все время пользования я так и не заметила, чтобы попадался подходящий мне партнер — все те же товарищи, которые живут с мамами и не работают. В целом наблюдаю, что люди стали часто писать свою политическую позицию в профиле, чтобы решить этот вопрос «на берегу».
Алина (37 лет), которая периодически активно занимается онлайн-дейтингом на протяжении десяти лет, тоже заметила, что люди из России стали чаще писать про свою политическую позицию, а за рубежом — про отношение к прививкам. Со слов девушки, часто можно встретить статусы в духе «против прививок», «pure blood», «против ковидного заговора» или, наоборот, «у меня есть все прививки». Алина еще до ухода Tinder из России перешла на приложение Bumble, которым ей до сих пор удается пользоваться: «Здесь девушки пишут первыми. Это было сделано для того, чтобы дама могла задать тон разговора и не получать сообщения типа «hello, sweet honey». Но я пользуюсь им не из-за этой опции, а из-за контингента. В России, поскольку оно не такое популярное, оно изначально было какое-то более кулуарное и модное, с соответствующей публикой».
Никита (34 года) активно занимается онлайн-дейтингом два года, но пока не нашел для себя ярких альтернатив Tinder: «Сначала установил пробный период Pure. Выяснилось, что многие туда перебежали из Tinder, но в целом вышла какая-то непонятная смесь одного с другим: часто нет фотографий и все заточено под реализацию конкретных сексуальных желаний. Затем друг рассказал мне про Twinby — до включения монетизации там была возможность смотреть, кто тебя лайкнул до мэтча, теперь там стало все как в Tinder, но приложение, на мой взгляд, сыроватое — часто вылетает аккаунт».
Больше всех приложений за четыре года онлайн-дейтинга попробовала Руслана (32 года): «Я сейчас пользуюсь несколькими «аппками». Раньше это был Tinder, сейчас это LovePlanet, Mamba. Но с этими двумя довольно глухо. Самый активный поиск партнеров происходит в чат-боте в Telegram от сообщества «Леонардо Дайвинчик». На «Дайвинчике» аудитория активнее, возможно, из-за того, что там не такой большой выбор людей. Если есть мэтч, то в 70% начинается диалог, в отличие от того же Tinder. В приложении Twinby сейчас очень много людей, но когда есть мэтчи, то диалог тоже не клеится. Также я пользовалась Pure — там люди существенно более активны, но они в основном ищут интересных развлечений. Еще был опыт общения с иностранцами в приложениях типа «Тандем», Interpals, но для задушевных бесед мне не хватило моего уровня английского».
«Наконец кто-то это сделал»
Вышеупомянутое приложение Twinby выстрелило летом 2023 года. В соцсетях проекта значится, что после нашумевшего интервью амбассадоров бренда Моргенштерна (признан Минюстом иностранным агентом) и Ксении Собчак в Дубае скачивания этого приложения опередили все топовые мессенджеры и, кажется, превзошли ожидания самих сооснователей — Валерия Климова и Вероники Яковлевой. К концу года число пользователей достигло 2,5 млн человек.
Плацдармом для разработки главной фичи приложения — психологического теста на совместимость — стали кафедра социологии НИУ ВШЭ, которую окончила Вероника Яковлева, и лаборатория прикладного сетевого анализа во главе с эдвайзером проекта профессором Валентиной Викторовной Кусковой. «Нас, безусловно, хвалят за фичу теста, и, когда эта идея была совсем нова, мы получили кучу откликов из разряда «наконец-то кто-то это сделал!», — рассказывает Яковлева.
В основе лежит идея применения психологического скоринга — определения психотипа человека с помощью наводящих вопросов. Эти методики валидированы и применяются уже более 100 лет — например, во многих американских корпорациях сотрудники проходят подобные тесты. «В основе нашего приложения сейчас лежат методики Ocean Big Five и MBTI. В других дейтингах тоже были попытки использовать MBTI, но почему они не выстрелили? Потому что MBTI — это тест из 40 вопросов. Для пользователя такой опыт крайне тяжел, и нашей задачей было сжать эту методику и сохранить точность результатов. Мы сжали ее до 15 вопросов, и теперь это наша интеллектуальная собственность», — комментирует Яковлева.
В Twinby работает RnD-департамент, состоящий из психологов, они следят за трендами, анализируют научную базу и смотрят, что может подойти для дальнейшей разработки тестов и опросников. После того как психологи выбирают методику, они описывают все возможные результаты тестов на основе ответов пользователей, а затем заводят все это в математические формулы, чтобы передать в разработку. Следующий этап проекта — внедрение теста на очень популярные сегодня в Сети attachment styles. Так что скоро можно будет определить, какой у потенциального партнера тип привязанности: тревожный, надежный или избегающий.