Леонид Владимирович Шервуд родился в Москве 16 (28) апреля 1871 года

Наука и жизньКультура

Выставка Леонида Шервуда в Русском музее

Кандидат искусствоведения Елена Карпова, Государственный Русский музей

Л. В. Шервуд. Хан и невольница. 1897 год. Фотография. ГРМ.

В Санкт-Петербурге, в залах Михайловского замка 12 апреля с. г. открылась выставка одного из крупнейших скульпторов первой половины XX века Леонида Владимировича Шервуда (1871—1954). Это имя у многих на слуху, прежде всего благодаря самой знаменитой его работе — монументальной фигуре «Часовой» (1932), вошедшей в историю русской пластики как первое и во многом знаковое произведение социалистического реализма. Между тем в целом творчество Шервуда мало известно широкому зрителю. Первая персональная выставка скульптора состоялась в 1952 году в Русском музее. Теперь, спустя 70 лет, организована вторая экспозиция, основанная на значительно пополнившейся музейной коллекции и экспонатах других петербургских музеев и организаций, а также частных владельцев, принадлежащих к роду Шервудов.

К сожалению, в художественном наследии мастера довольно много лакун, именно поэтому в состав выставки вошло немало фотографий, запечатлевших мастерскую Шервуда, его проекты и модели памятников, как сохранившихся, так и утраченных.

Афиша выставки к 150-летию со дня рождения Л. В. Шервуда в Государственном Русском музее.

В каталоге, сопровождающем выставку, кроме статей, посвящённых дореволюционному (Е. В. Карпова) и советскому (П. Е. Бельский) периодам деятельности скульптора, представлен весьма обширный и содержательный раздел «Основные даты жизни и творчества Леонида Шервуда», подготовленный его внучкой журналистом и кинокритиком Ольгой Данииловной Шервуд, которая многие годы собирает документальные материалы о своём знаменитом родственнике.

Леонид Владимирович родился в Москве 16 (28) апреля 1871 года. Его отец В. И. Шервуд был выпускником Императорской Академии художеств, архитектором, скульптором, живописцем и теоретиком искусства. В числе его многочисленных работ — здание Императорского Российского исторического музея на Красной площади и московские памятники хирургу Н. И. Пирогову и Героям Плевны.

С 1886 по 1892 год Леонид Шервуд учился живописи и скульптуре в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1893-м он решил продолжить образование в Петербурге, в Высшем художественном училище при Академии художеств. Правда, педагогические установки профессоров скульптурного класса А. Р. фон Бока и В. А. Беклемишева довольно быстро вызвали внутренний протест. Позднее в своей автобиографической книге «Путь скульптора» (1937) Шервуд напишет: «Если в Москве начиналось движение импрессионистов, то в царской столице — Петербурге Академия ещё всецело находилась в плену ложноклассических традиций».

Л. В. Шервуд. Портрет А. С. Пушкина. 1902 год. Гипс тонированный. ГРМ.

Подлинным авторитетом стал для него И. Е. Репин. «Несмотря на то, что Репин по существу не был скульптором (хотя скульптурой он и занимался), он был для меня руководителем, которому я отдавал себя целиком. Он ходил ко мне в мастерскую корректировать работы, — вспоминал Шервуд, — иногда собирал нас у себя, показывал и объяснял лучших мастеров современного искусства». Пройдёт более 50 лет, и скульптор будет увлечённо трудиться над памятниками Репину для Москвы и Ленинграда (1946), оставшимися неосуществлёнными. Фрагмент «ленинградского» проекта экспонируется в последнем зале выставки, доказывая, что до самого конца своего творческого пути Шервуд оставался «горячим сторонником репинского реализма».

Однако, соблюдая хронологию, вернёмся к ранним произведениям середины 1890-х годов, большинство которых не сохранилось. Только по фотографиям известна, например, дипломная работа 1897 года — двухфигурная композиция «Хан и невольница» (именовавшаяся также «Деспот татарин и его рабыня»). В уже упоминавшейся книге «Путь скульптора» автор рассказывал: «Я хотел изобразить подавленную, угнетённую женщину, лежащую в ногах у мрачного и властного деспота. В выборе темы и её трактовке сказался пережитый период академических волнений. Мне хотелось выразить на условном языке художественных образов свой внутренний протест против той грубой и жёсткой, подавляющей человеческое достоинство деспотической силы, давление которой мы все так остро тогда на себе ощущали».

В 1952 году на первой выставке произведений Леонида Шервуда этой скульптурной группы уже не было. При изучении истории её бытования выяснилось, что изначально она находилась в музее Академии художеств, в послереволюционные годы была принята на хранение в Русский музей, а в 1930 году её передали в Псковский музей. В годы Великой Отечественной войны, наряду с другими экспонатами, скульптура была утрачена.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении