Режиссер Борис Хлебников — Forbes: «Осуждение другого — самая глупая позиция»
8 июня в широкий прокат вышел новый фильм режиссера Бориса Хлебникова «Снегирь», который рассказывает про повседневную жизнь рыбаков в Северном море. Картина была создана в том числе на частные средства руководителя кинокомпании СТВ Сергея Сельянова и миллиардера Романа Абрамовича. Шеф-редактор Forbes Life Екатерина Алеева узнала у Бориса Хлебникова, до скольки лет можно искать себя, почему он всегда на стороне молодежи и почему нельзя никого осуждать.
Режиссер Борис Хлебников больше всего известен широкому зрителю как автор «Аритмии», однако в последние годы он также выступает как продюсер в студии LOOKFILM и преподает режиссуру в киношколе «Студия 24». Его новый фильм «Снегирь» основан на книге «Три минуты молчания» Георгия Владимова, которая была написана еще в 1969 году. Хлебников и сценарист Наталия Мещанинова, с которой он вместе работал на многих фильмах, значительно переделали сюжет и перенесли его в наше время. Картина рассказывает о рыболовецком траулере, который уходит в очередной рейс в Северном море. На этот раз к команде присоединяются два студента (одного из них и играет сын режиссера — Макар Хлебников), которым нужно пройти летнюю практику. Шеф-редактор Forbes Life Екатерина Алеева поговорила с Борисом Хлебниковым о подвиге, стремлении взрослых поучать молодежь, работе режиссера в 2023 году и продюсерских удачах.
— Вы говорили, что основная мысль фильма заключается в том, что русский человек способен на краткий момент подвига, а к приличной долгой жизни — гораздо меньше. Как вы думаете, почему? Была ли у вас эта мысль изначально, когда вы решили снимать фильм, или она трансформировалась со временем?
— Эта мысль изначально заложена в самой книге. И если с сюжетом мы обошлись достаточно радикально, то идеи сохранили на 100%. Мне эта мысль показалась очень точной, но почему у нас все именно так, я не знаю.
— Но вы чувствуете, что так было и в 1969 году, и сейчас?
— Я думаю, так было всегда. Если даже взять только русскую художественную литературу, то воспевание подвига и презрение к быту в ней всегда было абсолютным.
— С одной стороны, их подвиг — это короткий момент в судьбе, но с другой, они ведь действительно спасают людей. Вы спорите с идеей, что этот подвиг и спасенные четыре жизни могут перекрыть то плохое, что они сделали до этого?
— Для себя самих они точно все перекрыли: сделали мерзость, этим подвигом себя обелили, а потом снова сделали мерзость, потому что коллективно наврали, чтобы защититься. Но у себя в голове они в итоге молодцы.
— А если экстраполировать эту историю с одного корабля на страну. Вы думаете, что это верно для всей России?
— Я не снимал философскую притчу, я рассказал одну идею. А до каких размеров она разрастется в голове у зрителя — это уже личное дело каждого человека. Не мне рассказывать, как про это кино думать в таком широком масштабе. Наверное, в разное время оно может по-разному работать — иногда как обобщение, а иногда и нет.
— Ваши персонажи в «Снегире» кажутся такими инфернальными, то есть и не хорошими, и не плохими. Это касается и взрослых, и детей. У них будто нет системы координат.
— Во-первых, молодые и не обязаны иметь систему координат, потому что они только знакомятся с жизнью, что-то выбирают. Они не обязаны после школы сразу знать, куда поступят, в какой институт. Они очень аккуратно открывают для себя большой мир, а взрослые должны все это уже понимать и помогать детям. Но они обычно только мешают, потому что начинают поучать, говорить «вот мы в ваше время».
Во-вторых, безусловно, то, что показано в фильме, — это еще и эффект любого закрытого мужского коллектива. С дедовщиной, с издевками, с абсолютным отсутствием памяти о том, что год назад над тобой точно также издевались, — это такая круговая порука.
— Но если герой Тимофея Трибунцева — совсем трикстер, то отец Геннадий все-таки старается помочь. У него есть отеческое желание защитить, но в итоге он с этим тоже не справляется. Получается, круговая порука сильнее?
— Он проецирует образ главного героя на дочерей примерно такого же возраста, поэтому Никитос его и злит. Хотя девочки скорее его просто не понимают, потому что он их не слушает, не видит в них самостоятельных людей с самостоятельными мыслями. Он может только приказывать, учить, но не слышать и не учиться у них.
— То есть, на ваш взгляд, двое молодых ребят в фильме лучше, чем старшее поколение? Но герой Макара не поступает в институт, просаживает все деньги, обманывает маму. Тоже не самый приятный человек.
— Мне кажется, как раз очень приятный, потому что именно так и надо молодость проводить, а не по совету родителей поступать в тот вуз, который вам сказали. В молодости надо бросать институты, надо пробовать жизнь, изучать ее каким угодно способом, даже самым опасным и радикальным. Это единственное время, которое можно так проводить, потому что потом будет поздно.
Я не верю во всех этих мальчиков, которые поступили в институт и покорно учатся, как будто в 17 лет они действительно поняли, чем будут заниматься всю жизнь Большинство из них лет в 30 очухаются и поймут, что занимаются чем-то вообще не тем, им скучно, их жизнь бессмысленна и так далее. Люди, которые все хватают, пытаются попробовать и ищут ключ к себе, потом и добиваются всего в жизни.