Пример для саудитов: как Китай попытался стать футбольной сверхдержавой, но не смог
Главная отличительная черта футбольного рынка последних лет — миллиардные траты клубов Саудовской Аравии на звездных игроков: в местную лигу уже перебрались Криштиану Роналду и Карим Бензема, за которыми готовы последовать и другие. Глава УЕФА Александр Чеферин даже публично осудил эти трансферы и напомнил пример Китая, который тоже завлекал звезд огромными контрактами, но не извлек из этого никакой пользы. Forbes.Спорт рассказывает, чем поучителен пример китайского футбольного бума и почему в Поднебесной не удалось построить футбольную империю.
Контракт с «Аль-Насром» позволил Роналду стать самым высокооплачиваемым футболистом мира с окладом $200 млн в год. А его бывший партнер по «Реалу» Бензема получает в два раза меньше. Такие суммы нападающим никто не был готов платить в Европе, потому они и предпочли отправиться на «футбольную пенсию» в Саудовскую Аравию.
В ближайшее время партнерами Криштиану и Карима по саудовской лиге могут стать сразу несколько звездных игроков. Официально уже было объявлено о переходе Н’Голо Канте в «Аль-Иттихад», а слухи отправляют в местный чемпионат Эдуара Менди и Уго Льориса, которые в несколько раз преумножат свои зарплаты.
Подобный случай резкого финансового всплеска в экзотической для футбола стране происходит не в первый раз. Последним подобный путь уже проходил Китай, заманивавший престарелых звезд огромными зарплатами. Но спустя годы уже можно сказать, что траты так и не привели Поднебесную к желаемому результату.
Си Цзиньпин — футбольный фанат
Футбол стал приоритетным спортивным направлением Китая с подачи действующего председателя республики — Си Цзиньпина. В 2016 году при его участии была разработана национальная стратегия, которая должна была превратить страну в мировую футбольную силу. План предполагал постройку 70 000 футбольных полей и 20 000 академий в стране. Сборная должна была выбраться из девятого десятка рейтинга УЕФА и стать стабильным участником чемпионатов мира.
Для достижения цели было решено приглашать к себе именитых тренеров и известных игроков. Амбиции требовали денег, но правительство решило не вкладывать в проект бюджетные средства. Ноша легла на компании и частные вложения. За поддержку футбола правительство пообещало финансовые привилегии: снижение ставки корпоративного подоходного налога с 25% до 15% и фиксирование налога на предпринимательскую деятельности в размере 3%.
Столь щадящее налогообложение привлекло многие компании, которые тут же стали разбирать местные клубы, становясь их спонсорами и владельцами. Для узнаваемости бренда они стали переименовывать их, добавляя к названию клуба название компании. Следом за этим последовали трансферы, взбудоражившие все футбольное сообщество.
Только за 2016 год трансферный рекорд китайской лиги был побит четыре раза. Среди самых дорогих приобретений были Халк из «Зенита» и Оскар из «Челси», перешедшие в «Шанхай СИПГ», — за двух игроков клуб заплатил €116 млн. Чемпионат резко стал наполняться звездами. В Китай за небольшой промежуток времени переехали Робиньо, Хавьер Маскерано, Роберто Джилардино, Аксель Витсель и другие известные в Европе футболисты.