О чём пишут научно-популярные журналы мира
Нам угрожает соль
Почти вся современная земная суша какое-то время находилась под водой, причём водой солёной, пишет канадский журнал «Hakai Magazine», посвящённый проблемам экологии и охраны природы. Неудивительно, что эта соль время от времени обнаруживается в самых неподходящих местах.
Соль, без которой пища нам кажется пресной, становится в последние годы экологической угрозой. Солёность пресных вод повышается сейчас на всех континентах, кроме Антарктиды, где жидкой воды нет. Влияет изменение климата, во многих регионах усилившее испарение воды. Добавляет проблем строительство плотин на крупных реках, впадающих в море: морская вода из-за ослабленного речного стока получает возможность подняться вверх по течению реки. Так, после создания плотин на Меконге, который даёт воду 20 миллионам человек, живущим в дельте при впадении Меконга в Южно-Китайское море, солёность речной воды выросла на отрезке от устья до 64 км вглубь материка. В нижнем течении Инда соль захватила 48 км реки. Гибнут урожаи, хотя селекционеры уже вывели сорта риса, устойчивые к соли. Опустошаются подземные водоносные пласты, куда при отборе пресной воды просачивается морская, и артезианские скважины перестают быть источником чистой воды.
Свою лепту добавляет откачка солёной воды из шахт, а в северных странах — и посыпка дорог солью зимой. Так, в США каждая тонна соли, высыпанная на дороги и автостоянки, причиняет ущерб в 1000 долларов. Но в Юго-Восточной Азии и в Средиземноморье основной фактор засоления — изменение климата. Исследования, проведённые в 2020 году в Манчестерском университете (Англия) и в Гамбургском технологическом университете, показывают, что повышения солёности следует ожидать на юге и западе Австралии, в Южной Африке, Индии, Мексике, на юго-западе США… Солью повреждены почвы Западной Австралии и основные сельскохозяйственные регионы на востоке (бассейн рек Муррей и Дарлинг, «житница Австралии»). Пока в несколько лучшем положении Испания, Марокко и Алжир. Пресная вода на тихоокеанских островах, еле превышающих уровень океана, уже осолоняется и станет непригодной для питья задолго до того, как населению этих тонущих островов придётся куда-то бежать. В Бангладеш накопление соли в объединённой гигантской дельте Ганга, Брахмапутры и Мегхны уже вызвало переселение людей в другие регионы, а там живут около 630 миллионов человек. Население Дакки (Бангладеш) выросло на 11 миллионов, а Карачи (Пакистан) на 7 миллионов — все они бежали с солёных земель. Фермеры бросают непригодную землю и переселяются в города, а там и так хватает безработных. Хотя часть фермеров переходит с выращивания риса на разведение креветок, которым как раз нужна солёная вода.
Осолонение привело к массивному отмиранию зоопланктона в озёрах и морях Северной Америки и Европы, в них размножаются синезелёные водоросли, ранее поедавшиеся планктоном (см. «Наука и жизнь» № 5, 2022 г., стр. 26). За последнюю четверть века стала более солёной вода в трети рек США. Особенно это заметно ниже по течению от сбрасывающих солёную воду шахт на севере Великих равнин. В Рио-Гранде (река, по которой проходит граница между США и Мексикой) солёность выросла в четыре раза.
Можно ли как-то бороться с этими тенденциями? Можно, хотя потребуются большие расходы. Так, в Египте после возведения Асуанской плотины началось засоление почв вокруг её водохранилища, но его удалось остановить дренированием. Создание специальной системы дренажа потребовало почти 20 лет и миллиардных расходов. И подобные методы применимы не везде.