На бурятской траве. Как россияне сделали джин, получивший награду на конкурсе в Европе
В 2022 году на рынке появилось 20 новых видов российского джина, но только один из них заинтересовал европейских экспертов по дистиллятам. «Сноб» рассказывает, как он был создан, чем отличается от всех остальных и почему повторить его успех крайне трудно
От алюминиевых банок до барной коллекции
Мастер чайных церемоний Владимир Колганов впервые попробовал джин в начале 2000-х годов в составе джин-тоников. Напитки продавались в алюминиевых банках и были произведены в Подмосковье либо в московском районе Очаково. Особого интереса они не вызвали, однако предпочтения чайного мастера резко изменились в 2009 году.
«Меня пригласили работать барменом в московский клуб The Most, — вспоминает Колганов. — Тогда я впервые попробовал джин, произведенный в Великобритании, в чистом виде, без тоника. Я помню, как почувствовал колкий холодок в его вкусе. А затем понял, что этот холодный и “стальной” оттенок дает тонкое сочетание можжевельника и подобранной под него крепости дистиллята. Такая комбинация показалась мне очень интересной».
С 2009 года Колганов стал увлеченно дегустировать джины, а в 2016-м собирать их коллекцию в баре Dictatura Aestetica на «Красном Октябре». «У меня накопилось больше 60 джинов со всего мира, — вспоминает Колганов. — Потом я сократил их количество наполовину, потому что около 30 джинов оказались похожими друг на друга. Смешивая их с тоником, было сложно понять, напиток какого бренда плескался в бокале».
Джиновый бум
В нулевые годы предприниматель Андрей Суравов, как и Владимир Колганов, был знаком только с джинами, которые продавались в алюминиевых банках. Представления о напитке Суравова изменились в 2011 году, когда он оказался на стажировке в Лондоне — в местных барах он впервые попробовал настоящие английские джины и оценил их вкусовой букет. Часто путешествуя по работе в последующие годы, он старался пробовать можжевеловые дистилляты в каждой новой стране и замечал, как меняется их стилистика.
В середине 2010-х в Великобритании начался «джиновый бум». В эти годы молодые англичане стали все чаще заказывать в пабах вместо традиционного виски джин — его пили в чистом виде, с тониками и в составе коктейлей. Газета The Guardian связывала эту моду с популярностью хипстерского образа жизни, отрицающего традиционные пищевые привычки. Популярность джинов в Англии в середине 2010-х привела к тому, что правительство Великобритании даже включило этот крепкий напиток в «потребительскую корзину» наравне с рисом и макаронами, то есть продуктами, которые должны быть доступны для всех граждан.
От классической стилистики джинов London Dry, где можжевеловый вкус долго не дает раскрыться другим оттенкам, многие производители дистиллятов стали переходить к стилю New Western — когда травы и ягоды начинают проявлять себя во вкусе почти сразу после можжевельника. В течение пары лет английская мода пересекла Ла-Манш. В каждой новой стране производители старались сделать напиток с «национальным» колоритом, порой доходя до крайностей: в Германии в него стали добавлять пиво, в итальянской Амальфи, на родине лимончелло, — лимоны, а в Южной Африке — экскременты африканского слона.