Вспоминая архитектурную «перестройку»

Наука и жизньИстория

Советский модернизм

Вспоминая архитектурную «перестройку»

Доктор архитектуры Феликс Новиков, профессор

Фото Андрея Лисинского.

Государственный музей архитектуры имени В. А. Щусева готовит к выпуску книгу-исследование «Пионеры советского модернизма» — послесловие к одноимённой выставке, проходившей в музее летом этого года. В аннотации к книге говорится:

«Советская архитектура дважды пережила смену вех. Впервые это случилось в начале 1930-х годов, когда волна авангардных исканий была направлена в русло традиционалистского формообразования. Второй раз — в середине 1950-х годов, когда, в свою очередь, идеализация исторического прошлого была яростно разоблачена. Архитектурное творчество потеряло своё место среди великих искусств, но вместе с тем оно и лишилось жёсткого идеологического контроля. Отечественная архитектура получила шанс найти себя в мировом контексте. Перед советскими зодчими встала проблема создания нового языка социалистической архитектуры. Качественный скачок был сделан на рубеже 1960-х годов.

Термин “архитектурный модернизм” уже достаточно прочно закрепился в публикациях по истории отечественной архитектуры. Наряду с авангардом начала ХХ века* к нему относят архитектурные постройки огромного временнóго отрезка, начиная с середины 1950-х годов и заканчивая концом ХХ века. Это явление в отечественном искусствознании до сих пор недооценено и недостаточно изучено, несмотря на то, что в его рамках были рождены подлинные архитектурные шедевры…»

* Разговор о нём шёл в статье «Красные стулья», см. «Наука и жизнь» № 3, 2018 г.

Журналу «Наука и жизнь» авторы-составители книги предоставили статью одного из пионеров советского модернизма, академика Международной академии архитектуры Феликса Ароновича Новикова, написанную для их книги, но адресованную явно не только специалистам. Редакция предлагает вниманию читателей фрагмент этой статьи, ограничив повествование некоторыми важнейшими проектами знаменательных 1960-х годов.

14 марта 1954 года в Москве открылась станция метро «Краснопресненская» — первая самостоятельная постройка творческой команды четверых однокурсников. Мы, члены этой команды — молодые архитекторы Виктор Егерев, Михаил Константинов, Игорь Покровский и я, были искренне убеждены в том, что будем работать в классическом духе до конца своих дней. Но не прошло и девяти месяцев, как всё повернулось на сто восемьдесят градусов.

7 декабря 1954 года новый лидер страны, Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущёв, собрав в Кремле Всесоюзное совещание строителей, произнёс речь, не оставившую камня на камне от всего наследия «сталинской эпохи». Критика была жёсткой и беспощадной. Называя имена ведущих мастеров советской архитектуры, Хрущёв то и дело использовал прилагательное «дорогой», подразумевая цену построек. Профессиональное архитектурное сообщество в одночасье лишилось всех выразительных архитектурных средств, которыми привыкло пользоваться: колонн, капителей, арок, карнизов...

Через год всесоюзную Академию архитектуры заменила Академия строительства и архитектуры СССР с президентом-строителем во главе. В названиях профессиональных журналов слово «строительство» тоже встало впереди слова «архитектура». Это означало, что главным назначался строитель.

Архитекторов же в буквальном смысле пригвоздили к позорному столбу. Деяния их были признаны «излишеством», они сами — «расточителями народных денег» во имя создания «памятников себе». Дошло до того, что архитекторы стали объектом эстрадных шуток. Но это ещё полбеды. Беда состояла в том, что советская архитектура оказалась в тупике. Лидер требовал решительной «перестройки». Мы тогда впервые услышали это слово. Но, провозгласив: «Здания должны иметь привлекательный внешний вид», он не сказал, чем это достигается. И тогда комиссии, состоявшие из строительных боссов, приступили к пересмотру всех проектов. Уменьшались выносы карнизов, с капителей слетали акантовые листья, и тут же подсчитывалась достигнутая экономия. Молодые архитекторы воспринимали это без всякого энтузиазма. А как могло быть иначе, если меня шесть лет воспитывали в духе традиций и ещё четыре года я не без успеха выступал на этом поприще.

Вскоре после того памятного совещания руководящих деятелей архитектуры командировали за рубеж: главный архитектор Москвы А. В. Власов отправился в США, первый секретарь Союза архитекторов СССР П. В. Абросимов — в Италию, а назначенный новым главным архитектором Москвы (на период пребывания старого в США) И. И. Ловейко — во Францию. Вернувшись, в переполненном зале Центрального Дома архитектора они рассказывали коллегам — это были три вечера в разные дни — о своих впечатлениях, и я был в числе внимательных слушателей. Но прежде того их доклады направлялись руководству страны и, конечно, самому Хрущёву.

В итоге, спустя без малого год, новые установки нашли выражение в постановлении партии и правительства «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», которое вышло в свет 4 ноября 1955 года. Этот день я считаю днём зачатия советского модернизма. В директивном документе содержались три основных положения, определивших дальнейшее развитие советской архитектуры и обеспечивших успех архитектурной «перестройки».

Первое. В постановлении было много резких слов в адрес архитекторов, указывались адреса построек и имена авторов, чьи работы стали предметом критики, за которой последовали суровые наказания в отношении известных мастеров и главных архитекторов городов, вплоть до снятия с должности, лишения мастерских и даже полученных ранее Сталинских премий. Стало ясно, что такой архитектуры власть больше не потерпит.

Второе. Предлагалось объявить конкурсы на типовые проекты, предназначенные для массового строительства. И они проводились по всей номенклатуре жилых и общественных зданий с щедрыми премиями, каких прежде не бывало.

Третье. В тексте постановления впервые чёрным по белому было написано: обязать — далее перечислялись названия организаций, которых это касалось, — смелее осваивать достижения отечественного и зарубежного строительства.

В том же ноябре прошёл Второй всесоюзный съезд советских архитекторов. Я был самым молодым его делегатом «с совещательным голосом». На мандате — он у меня сохранился — ещё присутствовал профиль «великого вождя» И. В. Сталина. «Все наши архитекторы, — говорилось в приветствии ЦК КПСС и Совмина СССР Второму съезду, — должны стать проводниками нового, прогрессивного в проектировании и строительстве, решительно преодолевать кустарщину, не допускать излишеств. Строительство необходимо осуществлять по наиболее экономичным типовым проектам, разработанным с учётом лучших достижений отечественного и зарубежного строительства, на основе индустриальных методов производства. В создаваемых типовых проектах жилых домов следует предусматривать наибольшие удобства для советского человека…»

Понятно, что после столь решительного властного напутствия открылось окно в мир, и в западном опыте мы обрели искомый импульс обновления. С глаз постепенно спадала густая пелена догматизма. Можно сказать, что западные мастера вернули нам эстафетную палочку, которую двадцать лет назад власть отняла у мастеров советского авангарда. Вот только авангард не мог послужить образцом к действию по той простой причине, что, будучи опытом четвертьвековой давности, он опирался на кустарное строительное производство, а нам нужны были новые технологии. Нам надо было увидеть и, мало того, пощупать, как делается новая архитектура…

Но прошли конкурсы, возникли проекты, отвечающие новым требованиям к любой постройке: гостинице, жилому дому, школе, детскому саду, магазину, кинотеатру, больнице; определились победители конкурсов на проекты павильона СССР на Всемирной выставке в Брюсселе, на Дворец Советов, Дворец пионеров, Дворец съездов в Кремле, и черты нового направления стали вырисовываться.

Так начиналось то явление в нашей архитектуре, которое с моей лёгкой руки зовётся «советский модернизм» — в апреле 2006 года в Музее архитектуры имени А. В. Щусева открылась инициированная мной первая выставка «Советский модернизм. 1955—1985», посвящённая этому направлению. Затем выставки нашего архитектурного модернизма состоялись в Вене (2012), в Стамбуле (2013), в Сан-Пауло (2015).

Нынешняя выставка «Пионеры советского модернизма», признаюсь, отозвалась теплом в моей душе. Цель её была в том, чтобы возвратить профессиональное сообщество к осмыслению явления советского архитектурного модернизма второй половины 1950-х и 1960-х годов. А более широким кругам она дала возможность почувствовать дух того времени и узнать о тех, кто был в числе лидеров нового движения, которых с полным правом — по аналогии с другими сферами творческой деятельности — можно назвать шестидесятниками.

На выставке «Пионеры советского модернизма» в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева, 2019 год. Фото Андрея Лисинского.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Куда плывёт плаун? Куда плывёт плаун?

Как растения образуют «ведьмин круг»?

Наука и жизнь
Почему мы не умеем защищать свое время и как этому научиться Почему мы не умеем защищать свое время и как этому научиться

Почему мы тратим драгоценные минуты, часы и даже дни направо и налево

Psychologies
Вселенная известная и неизвестная Вселенная известная и неизвестная

Некоторые вопросы об устройстве Вселенной уже имеют ответы

Наука и жизнь
Подарок матери осужденного Подарок матери осужденного

Почему российские суды почти никого не оправдывают

Русский репортер
Новогодние приключения Новогодние приключения

Зимние праздники - прекрасное время для путешествий на автомобиле всей семьей

Вокруг света
Жизнь в розовом цвете: Надежда Сысоева Жизнь в розовом цвете: Надежда Сысоева

Резидентка Comedy Woman Надежда Сысоева старается нести в жизнь прекрасное

Glamour
Заметки о Каппадокии Заметки о Каппадокии

Поездка в Каппадокию в ноябре

Наука и жизнь
Колонка Esquire: Андрей Подшибякин — о том, что одиночество — вовсе не сволочь Колонка Esquire: Андрей Подшибякин — о том, что одиночество — вовсе не сволочь

Одинокие люди способны быть счастливы и полноценны без пары

Esquire
Борьба с «врагами народа» Борьба с «врагами народа»

От древнеримских проскрипций до наших дней

Наука и жизнь
Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова. Ботсвана Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова. Ботсвана

На Ботсвану наша команда возлагала особые надежды

4x4 Club
На задворках двух империй На задворках двух империй

Как Пушкин и древнеримский поэт Овидий оказались практически в одном месте

Наука и жизнь
Игра с крутыми парнями: как выходец из Одессы Лев Парнас стал ключевой фигурой в деле об импичменте Трампа Игра с крутыми парнями: как выходец из Одессы Лев Парнас стал ключевой фигурой в деле об импичменте Трампа

Бизнес Льва Парнаса со стороны выглядит как череда финансовых авантюр

Forbes
Хищные скорпионницы мелового периода Хищные скорпионницы мелового периода

Результаты новой экспедиции на Хасуртый для сбора ископаемых насекомых

Наука и жизнь
Выведем нос на чистую воду Выведем нос на чистую воду

Типичное осложнение гриппа и простуд – гайморит

Здоровье
Цветы и пчёлы Цветы и пчёлы

Красивейший пример сотрудничества — взаимоотношения пчёл и цветковых растений

Наука и жизнь
Уроки Лагоса: как работа в Нигерии учит новому взгляду на жизнь и бизнес Уроки Лагоса: как работа в Нигерии учит новому взгляду на жизнь и бизнес

Как жизнь в Нигерии учит смотреть на привычные вещи с новой стороны

Forbes
Для одних Кастильская, а для других — Католичка Для одних Кастильская, а для других — Католичка

Изабелла почитается как величайшая правительница в истории Испании

Дилетант
«Триллиона просто видно не будет»: Кудрин, Орешкин и Силуанов поспорили о том, как тратить деньги «Триллиона просто видно не будет»: Кудрин, Орешкин и Силуанов поспорили о том, как тратить деньги

Российские чиновники поспорили, как лучше тратить бюджетные деньги

Forbes
Охота на Лисовую Охота на Лисовую

Мария Лисовая олицетворяет красоту землян в блокбастере «Вратарь Галактики»

Maxim
«В сценариях мы наравне с американцами» «В сценариях мы наравне с американцами»

Сценарист Ариф Алиев — об исторической правде в кино и сирийской пальмире

Огонёк
Защита Бурунова Защита Бурунова

Сергей Бурунов на примерах показал, как труден бывает путь к славе

Esquire
Шведский стол Шведский стол

Шведский дизайн, в котором росписи на стенах соседствуют с голым бетоном

AD
«Для души можно в теннис играть»: как иммерсивный театр стал успешным бизнесом «Для души можно в теннис играть»: как иммерсивный театр стал успешным бизнесом

Главные действующие лица иммерсивного театра Москвы — о секретах своего успеха

Forbes
Северные папы Северные папы

Эти мужчины — разного возраста, разных профессий, но все они — папы

Seasons of life
Саймон Столенхаг: Байки из петли. Отрывок из книги Саймон Столенхаг: Байки из петли. Отрывок из книги

Саймон Столенхаг известен своими постапокалиптическими работами

СНОБ
Значит, война: российские звезды, которые терпеть не могут друг друга Значит, война: российские звезды, которые терпеть не могут друг друга

Кто из российских знаменитостей не выносит друг друга?

Cosmopolitan
«С этими ребятами точно заработаем»: владелец Hoff о Мекке русского ретейла,  Совкомбанке и уберизации гипермаркетов «С этими ребятами точно заработаем»: владелец Hoff о Мекке русского ретейла,  Совкомбанке и уберизации гипермаркетов

Интервью с Михаил Кучментом — один из самых ярких бизнесменов России

Forbes
Раф Симонс дал первое интервью после Calvin Klein: главное Раф Симонс дал первое интервью после Calvin Klein: главное

Раф Симонс — о давлении, молодых дизайнерах и будущем его собственного бренда

Esquire
Смельчак Смельчак

У Ника Нолти одна из самых смелых ролей за всю карьеру!

Playboy
Советы да любовь Советы да любовь

Как разведчик сделал головокружительную карьеру и пожертвовал ей ради женщины

Esquire
Открыть в приложении