Код да Винчи
До конца февраля в Лувре проходит главная выставка 2019 года, приуроченная к пятисотлетию со дня кончины Леонардо да Винчи. Интерес к ней огромен: фигура гения Возрождения до сих пор остается окутанной завесой тайны, а едва ли не каждое его творение — загадка...
Французский монарх называл художника «отец мой» и наведывался к нему по-соседски чуть ли не каждый вечер. Расстояние между замком Клу, где поселился Леонардо, и Амбуазом, резиденцией Франциска I, составляло не более мили. В Клу вел подземный ход, выводящий прямо на кухню. Днем там царила кухарка Матюрина, а вечерами художник предавался у очага задушевным беседам с государем.
— Как вам Амбуаз? — поинтересовался однажды король. — Здесь несуетно, все располагает к раздумьям и созерцанию. Знаете, ведь в этих местах я провел детство.
— А я родился в Анкиано, близ затерянного в горах тосканского городка Винчи. Поскольку был бастардом, не мог стать юристом или врачом. Отец решил сделать из меня художника, и в двадцать лет я вступил в гильдию Святого Луки — гильдию живописцев, которые в табели о рангах стояли чуть выше портных...
Король был молод, но уже совершил несколько победоносных военных походов, покорил Миланское герцогство и находился в зените славы. Он активно приглашал ко двору знаменитых ученых, художников, музыкантов. Осенью 1516 года в сопровождении любимого ученика Франческо Мельци прибыл в Амбуаз и Леонардо. Во Францию он захватил всего три свои работы: «Мону Лизу», «Иоанна Крестителя» и «Святую Анну с Марией и младенцем Христом».
Франциск предоставил в распоряжение гостя замок Клу (ныне Кло-Люсе), назначил да Винчи «первым художником, архитектором и инженером королевства» и положил ему жалованье в тысячу экю. Леонардо занялся придворными праздниками, корпел над чертежами будущего города-мечты Роморантен, проектами спиральной лестницы в замке Шамбор и разборных домиков для постоянно перемещавшейся королевской свиты.
— Когда вы все успеваете? — удивлялся король.
— Просто не люблю долго спать, Ваше величество.
— Признайтесь, вы чародей? Вас окружает множество слухов и тайн.
— Хотите увидеть мою самую большую тайну? — художник жестом пригласил короля в свою мастерскую, из окон которой открывался чудесный вид на долину Луары.
В мастерской стоял мольберт, прикрытый тканью. Леонардо сдернул покрывало... Небольшой женский портрет, написанный на тополиной доске, поразил Франциска необъяснимой притягательностью: едва заметный поворот головы, меланхоличная улыбка, прядки, выбившиеся из-под прозрачной вуали, внимательный взгляд, неотрывно следящий за ним...
Потрясенный король долго молчал, не в силах оторвать взор от дамы на портрете.
— Ее кожа кажется живой, а улыбка ускользает от нашего понимания, — проговорил Франциск.
— Кто эта синьора? — Перед вами жена богатого флорентийского торговца тканями Лиза Герардини, — пояснил художник.
Согласно архивному документу 1518 года, король купил «Мону Лизу» и две другие картины за две тысячи шестьсот четыре ливра. Сегодня Лувр обладает пятью картинами мастера: помимо привезенных Леонардо в Амбуаз, это приобретенные позже «Мадонна в скалах» и «Прекрасная Ферроньера».
На юбилейной выставке да Винчи, открывшейся двадцать четвертого октября, к которой Лувр готовился целых десять лет, представлено самое большое в истории число работ итальянского гения, собранных в одном месте, — сто шестьдесят экспонатов, включая девять картин, восемьдесят рисунков, скульптуру, чертежи, манускрипты и документы, а также полотна двух его учеников, Марко д’Оджоно и Джованни Антонио Больтраффио. Произведения привезли из лондонской Национальной галереи, Британского музея, Национальной галереи Пармы и нью-йоркского Метрополитен-музея.
Увы, собрать все наследие итальянского гения в одном месте не удалось — некоторые музеи свои сокровища в Париж не отпустили. «Мадонна с гвоздикой» из Старой пинакотеки Мюнхена на консервации, «Дама с горностаем» из коллекции князей Чарторыйских, которую раньше можно было увидеть на выставках, с тех пор как перешла в собственность государства, находится под запретом вывоза. Остались «дома» «Благовещение», «Крещение Христа» и «Поклонение волхвов» из флорентийской галереи Уффици — специалисты заявили, что перевозка картин может привести к их повреждению. По той же причине вашингтонская Национальная галерея искусств не решилась отправить через океан одну из ранних работ да Винчи «Портрет Джиневры де Бенчи». Участие в выставке «Мадонны Бенуа» из петербургского Эрмитажа тоже до последнего момента было под вопросом.
Но все-таки «Мадонна Бенуа» в Париж приехала — так же как и незаконченный «Святой Иероним» из пинакотеки Ватикана. Большой неожиданностью оказалось присутствие на выставке «Витрувианского человека» из венецианской галереи Академии — самого известного рисунка да Винчи, ставшего идолом современной поп-культуры: его изображение можно увидеть на рекламных плакатах, телевизионных заставках, майках, сумках. Американский миллиардер Билл Гейтс передал на выставку тетрадь с записями Леонардо под названием «Лестерский кодекс». Но самый щедрый, поистине королевский подарок сделала Елизавета II — двадцать четыре рисунка из коллекции Виндзорского замка. Среди них наброски головы Леды и человеческих рук.
Ажиотаж вокруг уникальной экспозиции царит неимоверный — в первые же часы старта продаж билетов на выставку сайт музея обрушился. И это неудивительно. Вот уже пять веков человечество пытается разгадать феномен под названием Леонардо из Винчи, при этом даже толком не зная, как выглядел художник. Перед смертью «в благодарность за услуги и расположение» он оставил все свои бумаги и рисунки ученику Франческо Мельци. Однако потомки Мельци не сумели сберечь архив, поэтому он рассеян по свету, а значительная его часть утеряна.