Чаепитие в Новосибирске. Почему отход от нормы становится наказуемым даже на школьном празднике
Когда девочке, родители которой не сдали деньги в родительский комитет, запрещают пить чай вместе с классом, это может показаться скверным анекдотом о поссорившихся мамах. Увы, он слишком созвучен современной российской эпохе, где государство и его слуги стремятся подчинить жесткой норме все, что доступно обозрению
Столько всего происходит вокруг и важного, и страшного по-настоящему, а задела сильнее прочих совсем бытовая история из Новосибирска. Там в одной из школ проводили праздничное чаепитие для второклассников, и девочку, родители которой отказались сдавать деньги на «нужды класса», отсадили за отдельный стол. Бдительная представительница родительского комитета изгнала отщепенку из коллектива и не дала стакана.
Родители, кстати, отказались сдавать деньги не из бедности — их задело, что родительский комитет не отчитывается о тратах. Такой микроактивизм, модная в наше время борьба с коррупцией там, где, с вероятностью процентов этак в девяносто девять, никакой коррупции, конечно, нет. Девочка принесла с собой кексы и сок для всех, но это никак ее не спасло.
Так легко представить себе, почувствовать ужас и боль маленького человека, которому с максимальной наглядностью объясняют, что он — не такой, как другие. Что он — хуже. Девочка ничего плохого не сделала, не понимает, в чем она виновата, за историей — взрослые ссоры, и тем страшнее происходящее. Она сидит за отдельным столом и плачет, а эти самые другие, которых она, оказывается, хуже, на нее смотрят. Может быть, даже хотят поддержать, но боятся: восьмилетнему малышу не так уж просто пойти поперек старших.
История, разумеется, про вечное. Про неумение поставить себя на место другого, про нежелание думать, про стыдную страсть к унижению тех, кто заведомо слабее. Про готовность на других перенести свои обиды — членам родительского комитета наверняка ведь обидно, что кто-то смеет подозревать их в нечистоплотности, — на маленького беззащитного человека. Обычное такое жлобство, к сожалению, свойственное людям.