Элитная недвижимость против сквотов: чем и как живет современный Берлин
9 ноября объединенному Берлину исполняется 30 лет. Выясняем, что происходит с рынком недвижимости и стартап-бумом в этом городе сегодня, как свободные художники уживаются с бизнесменами и так ли легка жизнь здесь, как принято считать.
В 2014 году берлинцы вышли смотреть, как отпускают тысячи белых воздушных шаров по всей линии бывшей границы. За эти пять лет Берлин сотрясали пертурбации: он наконец-то начал избавляться от славы города-банкрота, в него пришли деньги, люди, стали появляться стартапы. Берлин по-прежнему остается европейской столицей гедонизма, но все еще мечется в самоопределении. Все любят Берлин за длиннющие — как очередь в «Бергхайн» — денеры, за фриков в метро, за вечеринки в телефонных будках и спонтанные рейвы, за домашние выставки и многое другое. В то же время здесь по-прежнему не очень высокие зарплаты, высокий процент безработицы, а найти квартиру — так и вовсе практически невыполнимая миссия. Как изменился город за пять лет и как к этому относятся его жители? Ищем ответ на этот вопрос вместе с журналистом и автором Telegram-канала Berlin Biased Дашей Суоми, в 2014 году сменившей Москву на немецкую столицу.
Стартап-бум
В 2003 году мэр Берлина Клаус Воверайт в одном из интервью назвал город «бедным, но сексуальным», и эта крылатая фраза стала слоганом ближайших 15 лет. Ему удалось сделать Берлин центром притяжения для молодежи, которой стали не по карману Париж и Лондон, и клубной столицей Европы. Вместе с Сенатом он работал над упрощением налоговых условий для небольших компаний, чтобы сделать Берлин новой Кремниевой долиной. Пока Воверайт не был уволен с поста мэра в 2012 году за проваленный проект аэропорта, каждый день в городе открывалось минимум по одному стартапу. В итоге в Берлине обосновались, к примеру, такие интернет-компании, как ретейлер Zalando, сервис Soundcloud, интернет-банк N26. Дешевизна города и его привлекательность для молодежи стали двумя основными причинами, почему инвесторы захотели вкладывать сюда деньги.
Инвестиционный консультант Артем Чаплыгин объясняет это так: «В Берлине долгое время был хайп по поводу стартапов. Было много шума, но немногие из них становились успешными. Несколько лет больше говорили, чем делали. Почему все решили начать инвестировать сюда деньги? Прежде всего, здесь сконцентрировалось много образованных людей — выпускников трех берлинских университетов, а также масса мигрантов, готовых работать.
Плюс низкие цены, дух города, талантливые предприниматели. Во многих крупных немецких городах, таких как Мюнхен и Гамбург, все это тоже есть, но в Берлине этого больше, а еще он сравнительно недорогой и хипповый — это все сыграло свою роль. Сейчас Берлин стал одной из стартап-столиц наряду с Лондоном, Парижем, Тель-Авивом. Этот процесс становления был тоже не мгновенным, но стихийным. Если бы стартап-бум случился в Москве, это не значит, что она стала бы такой же, как Берлин. Процесс довольно сложный, сначала создаются условия, потом появляется шумиха, потом 90% этих стартапов-пузырей лопается, но люди, которые в них работали, не исчезают из города, они остаются и идут в другие фирмы или основывают новые. Они копят знания и применяют их.
Через несколько лет, когда стартап становится успешным, его перепродают, бывшие владельцы уезжают в кругосветное путешествие, обзаводятся семьями, потом возвращаются обратно и ищут уже второе поколение предпринимателей с интересными идеями. Они готовы вкладывать в них деньги. Вырастает новое поколение предпринимателей, и начинают происходить интересные вещи. Параллельно с этим в город приходит венчурный капитал, но не по указке сверху, а тоже стихийно. В Лондоне объем венчурного капитала был намного больше, чем в Берлине. Сотни маленьких фирм и венчурных капиталистов постоянно ищут новые возможности и таланты, в которые можно выгодно инвестировать, чтобы приумножить свои вложения. Появляется интересная идея и одновременно конкуренция на финансирование ее реализации. Для этих людей приехать в Берлин не слишком сложно, поэтому, когда здесь что-то начало происходить, они стали прилетать сюда чаще и общаться со стартаперами. Появились early-stage инвесторы с не очень большими вложениями: некоторые стартапы прогорают, в успешные продолжают инвестировать. Таким образом возникли Lieferando, Zalando, Auto 1. Они превращаются в «юникорны» (unicorns — компании, чья стоимость достигла €1 млрд. — «РБК Стиль») и создают сотни рабочих мест, люди работают там пару лет, а потом переходят в другие компании. Таким лавинообразным образом происходит накопление знаний и капитала».
По мнению Артема, это способствует стабилизации роста рынка стартапов. Основным фактором для этого стал магнетизм города, притягивающего к себе молодых и талантливых. «В 80-е сюда приезжали художники, потом студенты, а когда они закончили учиться, то стали создавать свои компании», — заключает Чаплыгин.