Куда плывёт плаун?
Не важно, с какой скоростью ты движешься к своей цели, — главное не останавливаться. Конфуций
Пойти в лес по грибы и ягоды для русского человека — одно из любимейших занятий. И стар и мал в погожий денёк берёт корзинку и отправляется на прогулку. Так происходит и сейчас, так было и двести лет назад.
Бредёт по лесу мужичок, палкой опавшую листву шебуршит, посмеивается, когда грибок найдёт. И вдруг! Место какое странное… Везде трава как трава, а здесь стебли широким кольцом лежат, в центре — земля, и на ней ничего не растёт. Оторопел мужик, затылок почесал и думает: «Диво-то какое! Кто ж так траву уложил? Видать, без колдовства не обошлось. Небось чуднáя старуха из соседней деревни сюда наведывается. Недаром её ведьмой считают!» Перекрестился мужичок, да и домой поспешил, испугался. А испугал его обычный плаун.
Плауны — растения из отряда Плауновидные (Lycopodiophyta). На открытых местах плаун разрастается во всех направлениях равномерно и постепенно формирует зелёный круг. Пространство захватывает довольно агрессивно, вытесняя другие растения, особенно мхи. Старые побеги в центре отмирают, и получается кольцо с оголённой землёй в середине. Такой странный вид плауна пугал людей на протяжении многих веков. Место считалось колдовским и называлось «ведьмин круг».
Как заметила одна из исследовательниц зелёных колец О. Саркисова, каждое кольцо состоит как бы из четырёх обручей — узких колец, вложенных друг в друга. Внешний обруч из молодых побегов плауна, второй — из старых, но не спороносящих побегов, третий — из стеблей, несущих спороносные «колоски», четвёртый — из стеблей побуревших, истончившихся и уже начавших отмирать.
Для сосны «мистические» кольца — настоящий подарок. Сосновые семена лучше всего прорастают на земле, где нет сплошного покрова и конкурентов. А когда деревья вырастают, они укрывают своими кронами плаун и создают необходимый микроклимат. Это пример того, как в природе всё взаимосвязано, хотя и переменчиво.
Семян и плодов плауны не имеют, размножаются спорами. Спорангии обычно прикрыты листочками и собраны на верхушках побегов в плотные «колоски», или «шишечки». Побеги и корни плауновидных ветвятся дихотомически, то есть их верхушки делятся на две части, которые расходятся вильчато в стороны. Дихотомия бывает равной и неравной. При равной — дочерние побеги нарастают с одинаковой скоростью и в одном направлении, при неравной — один из побегов заканчивает своё развитие быстрее, чем другой, или один из побегов меняет направление роста. Неравная дихотомия приводит порой к образованию прямого и мощного главного стебля, который на первый взгляд выглядит «стволом» с отходящими «веточками».
Листья плауновидных правильнее было бы назвать филлоидами: в эволюционном плане они образовались иным способом, чем у семенных растений, которые имеют настоящие листья. У плауновидных лист образовался как вырост на побеге, превратившийся в уплощённую пластинку — для увеличения площади фотосинтезирующей поверхности. Поскольку нужно было этот вырост снабжать водой и забирать из него продукты фотосинтеза, в нём появилась проводящая система.
У семенных растений и папоротников лист возник из группы побегов, расположенных в одной плоскости, которые впоследствии уплощились и срослись. Проводящая система в таком листе имелась изначально.
Плауновидные — очень древние растения, они появились на Земле 410— 400 млн лет назад. Расцвет их пришёлся на каменноугольный период (330— 300 млн лет назад). Названия некоторых вымерших родов знают даже неспециалисты. Это лепидодендроны (Lepidodendron) и сигиллярии (Sigillaria) — гигантские деревья высотой до 30 м и с толщиной ствола до 1,5 м. Росли они в болотистых местах, иногда образуя густые заросли. Побеги лепидодендронов ветвились и раздваивались на равные части, отчего крона имела своеобразный вид. Стволы сигиллярий не ветвились и лишь иногда раздваивались.