В 1908 году Эйнштейн получил короткое письмо от профессора Альфреда Кляйнера...

Наука и жизньИстория

Альберт Эйнштейн: счастливые годы в Берне

Кандидат физико-математических наук, доктор естествознания (Германия) Евгений Беркович

Эгертенштрассе, 53, Берн. В дом по этому адресу Эйнштейн с семьёй переехал в 1906 году после того, как стал техническим советником II-го класса швейцарского Федерального ведомства по защите интеллектуальной собственности с окладом 4500 франков в год. Эгертенштрассе, 53 — последний адрес Эйнштейна в Берне.

Ещё одна попытка — и успех

Через неделю после того, как Эйнштейн отослал в цюрихскую гимназию заявление о приёме на работу на вакантное место преподавателя математики и начертательной геометрии — это было 20 января 1908 года, — он получил короткое письмо от профессора Цюрихского университета Альфреда Кляйнера: «Уважаемый господин доктор! Так как я хотел бы пообщаться с Вами по вопросу, важному для Вас и меня, то я интересуюсь, по какому адресу мне Вам написать по этому вопросу? Я не уверен, что предыдущий адрес (Besenscheuerweg) ещё действует. Буду признателен за немедленный ответ»1.

1. The Collected Papers of Albert Einstein. Vol. 5. The Swiss Years: Correspondence, 1902—1914. Martin J. Klein; A. J. Kox; Robert Schulmann (editors). — Princeton: Princeton University Press, 1993. P. 94, Doc. 78.

Предусмотрительность профессора Кляйнера была не напрасной: он не общался с Эйнштейном со времён защиты им диссертации в Цюрихском университете в 1905 году, а с первого июня 1906 года доктор Эйнштейн жил в Берне уже по другому адресу (Aegertenstrasse 532). Дело у Кляйнера было действительно важное: он хотел, чтобы автор теории относительности занял место экстраординарного профессора теоретической физики, которое открывалось в его университете, а для этого нужно было стать приват-доцентом. Эта перспектива выглядела заманчиво, но решающим толчком, побудившим Эйнштейна выполнить требования философского факультета Бернского университета, стала неожиданная встреча с профессором Грюнером. Встреча состоялась 10 февраля 1908 года в украшенном мраморными колоннами читальном зале Городской и университетской библиотеки Берна3, где в свободное от работы в Патентном ведомстве время нередко работал Альберт Эйнштейн. На следующий день он написал профессору Грюнеру: «Глубокоуважаемый господин профессор! Мой разговор с Вами в городской библиотеке, а также совет нескольких друзей побудили меня во второй раз изменить решение и ещё раз попытаться пройти хабилитацию в Бернском университете. С этой целью я передал господину декану хабилитационную диссертацию»4.

2. The Collected Papers of Albert Einstein. Vol. 5. The Swiss Years: Correspondence, 1902—1914. Martin J. Klein; A. J. Kox; Robert Schulmann (editors). — Princeton: Princeton University Press, 1993. P. 39, Doc. 35.

3. В 2007—2009 годах Городская и университетская библиотека Берна была преобразована в Университетскую библиотеку Берна, входящую в состав Бернского университета.

Точная дата передачи диссертации неизвестна. Однако известно, что в понедельник 24 февраля состоялось заседание Совета философского факультета под председательством декана профессора Тоблера, вторым пунктом повестки дня стоял вопрос о хабилитации доктора Эйнштейна. В протоколе заседания значится название диссертации: «Следствия из закона распределения энергии излучения чёрного тела, касающиеся состава излучения». Судя по протоколу, никакого обсуждения работы по существу не было. Зафиксировано только, что «с работой ознакомлены члены факультета. Господин профессор Форстер письменно предложил принять хабилитационную диссертацию и пригласить господина Эйнштейна провести пробную лекцию. Факультет принял это предложение в качестве своего решения»5.

4. The Collected Papers of Albert Einstein. Vol. 5. The Swiss Years: Correspondence, 1902—1914. Martin J. Klein; A. J. Kox; Robert Schulmann (editors). — Princeton: Princeton University Press, 1993. P. 96, Doc. 81.

5. Flückiger Max. Albert Einstein in Bern. — Bern: Verlag Paul Haupt, 1974. S. 119.

Профессор Форстер, которого Альберт Эйнштейн в письме Бессо от 6 марта 1952 года обвинял в том, что тот был против его защиты, на самом деле сделал всё, чтобы защита состоялась. Он написал декану письмо, определившее решение факультета: «Уважаемый господин декан! Из-за недомогания — которое, правда, позволяет мне прочитать лекцию, но не даёт выйти из дома6 — я не смогу сегодня присутствовать на собрании факультета. Считаю для себя необходимым сделать письменное предложение: Факультет мог бы рекомендовать выдачу на общих основаниях господину Эйнштейну лицензии venia docendi7 по теоретической физике»8.

6. Форстер жил в здании университетской обсерватории и читал лекции студентам, не выходя из дома.

7. Venia legendi, в Швейцарии чаще venia docendi — лицензия на чтение лекций студентам университетов.

8. Flückiger Max. Albert Einstein in Bern. —Bern: Verlag Paul Haupt, 1974. S. 119.

Далее события разворачивались с кинематографической скоростью. Швейцарцы, славящиеся своей медлительностью, в данном случае проявили чудеса расторопности. На следующий день после заседания Совета факультета, во вторник 25 февраля, его решение было доведено до сведения Департамента образования кантона Берн. Секретарь Департамента подготовил текст лицензии для окончательного утверждения, а кандидат Эйнштейн был приглашён прочитать пробную лекцию в четверг 27 февраля 1908 года, начало в 11:15. На лекции присутствовали декан Густав Тоблер, профессора Грюнер, Фишер, Мозер, Фридрихсен, Хубер и Граф. Эйнштейн выбрал темой лекции «О границах применимости классической термодинамики»9. Профессор Грюнер, исполнявший роль секретаря, записал в протокол: «Лицензия venia docendi по теоретической физике выдана господину доктору А. Эйнштейну по рекомендации профессора Грюнера и отсутствовавшего по уважительной причине профессора Форстера»10.

9. Flückiger Max. Albert Einstein in Bern. —Bern: Verlag Paul Haupt, 1974. S. 119.

10. Flückiger Max. Albert Einstein in Bern. — Bern: Verlag Paul Haupt, 1974. S. 119.

После успешной пробной лекции Эйнштейна декан факультета тут же написал от руки послание директору Департамента образования кантона Берн:

«Господин директор,
философский факультет после рассмотрения научных достижений господина доктора Альберта Эйнштейна (Aegertenstrasse 53) и после того, как он своей хабилитационной диссертацией и пробной лекцией продемонстрировал свою научную квалификацию, единогласно рекомендует Вам выдать запрошенную им лицензию venia docendi по теоретической физике
»11.

11. Flückiger Max. Albert Einstein in Bern. — Bern: Verlag Paul Haupt, 1974. S. 120.

В конце письма было указано, что к нему приложена хабилитационная диссертация Альберта Эйнштейна, однако есть сведения, что диссертацию прислали позже12. Во всяком случае уже на следующий день, в пятницу 28 февраля 1908 года, письмо декана лежало на столе секретариата Департамента образования кантона Берн. И окончательное свидетельство об успешной хабилитации Эйнштейна выписано тем же днём заместителем заболевшего директора Департамента Альбером Гоба13:

«Господину доктору философии Альберту Эйнштейну, Берн, Aegertenstr. 53

Venia docendi

В соответствии с Вашим ходатайством от июня 1907 года, поддержанном заключением философского факультета, выдаём Вам для использования на законных основаниях лицензию «venia docendi» по теоретической физике и приглашаем Вас начать академическую деятельность вступительной лекцией, о деталях Вы можете договориться с деканом вышеназванного факультета.

Заместитель директора департамента образования Гоба»14.

12. The Collected Papers of Albert Einstein. Vol. 5. The Swiss Years: Correspondence, 1902—1914. Martin J. Klein; A. J. Kox; Robert Schulmann (editors). — Princeton: Princeton University Press, 1993. P. 106, Doc. 89, note 6.

13. Шарль Альбер Гоба — швейцарский юрист и политик, лауреат Нобелевской премии мира за 1902 год.

14. The Collected Papers of Albert Einstein. Vol. 5. The Swiss Years: Correspondence, 1902—1914. Martin J. Klein; A. J. Kox; Robert Schulmann (editors). — Princeton: Princeton University Press, 1993. P. 105, Doc. 89.

Казалось бы, на этом рассказ о получении Эйнштейном звания приват-доцента и завершении процедуры хабилитации можно считать законченным, но есть пара вопросов, которые стоит обсудить. Первый вопрос возникает, если мы читаем примечание 3 к только что процитированному письму господина Гоба Эйнштейну из пятого тома Собрания документов об Альберте Эйнштейне. Это примечание утверждает, что вступительная лекция называлась так же, как пробная: «О границах применимости классической термодинамики», и даётся ссылка на протокол заседания факультета от 27 февраля, когда пробная лекция и была прочитана15. Может создаться неверное представление, что пробная и вступительная лекции — это одно и то же. Чтобы развеять сомнения, я снова обратился к архивариусу Бернского университета Никлаусу Бютикоферу. Он ответил быстро и однозначно: «Пробная лекция — составная часть процедуры хабилитации. Она происходит исключительно до факультетской коллегии. Напротив, вступительная лекция — это публичная лекция после успешной хабилитации или при вступлении в должность нового профессора. Так что это совершенно разные события»16.

15. The Collected Papers of Albert Einstein. Vol. 5. The Swiss Years: Correspondence, 1902—1914. Martin J. Klein; A. J. Kox; Robert Schulmann (editors). — Princeton: Princeton University Press, 1993, note 3.

16. Оригинальный текст письма Бютикофера: «Die Probevorlesung ist ein Teil des Habilitationsverfahrens. Sie findet ausschliesslich vor dem Fakultätskollegium statt. Die Antrittsvorlesung ist dagegen eine öffentliche Vorlesung nach erfolgter Habilitation oder bei einer Professur nach der Berufung beim Stellenantritt. Es sind also zwei unterschiedliche Anlässe». [Bütikofer Niklaus. Электронное письмо автору от 15 мая 2023 года (в архиве автора).]

Отсюда следует вывод, что редакция пятого тома Собрания документов об Альберте Эйнштейне в примечании 3 к документу 89 допустила ошибку. Состоялась ли вступительная лекция Эйнштейна и как она называлась, мне неизвестно17.

17. О том, когда состоялась вступительная лекция Эйнштейна и как она называлась, я спросил господина Бютикофера, но в отличие от предыдущих вопросов ответа не получил.

Второй вопрос, который стоит прояснить, связан с коротким словом «Приложения» в конце письма Альбера Гоба от 28 февраля 1908 года. Согласно университетским правилам все документы, представленные соискателем, после успешного прохождения хабилитации должны быть ему возвращены. В случае Эйнштейна это двадцать документов, переданных им философскому факультету 17 июня 1907 года, включая семнадцать статей, плюс новая хабилитационная диссертация, защищённая на заседании Совета факультета в понедельник 24 февраля.

Секретарь Департамента образования по фамилии Йенни (Jenni), готовивший письмо Эйнштейну о присуждении ему лицензии venia docendi, обратил внимание, что никаких документов для возврата их свежеиспечённому приват-доценту в Департаменте нет. Он тут же позвонил декану философского факультета профессору Тоблеру с просьбой прислать необходимые документы для возврата их Эйнштейну. Пришлось декану давать объяснения. В тот же день, 28 февраля, он писал в Департамент образования: «Сегодня в телефонном разговоре вы потребовали вернуть представленные в своё время для хабилитации документы господина доктора Эйнштейна. У нас их больше нет, так как мы их вернули владельцу в конце октября18, ибо он тогда отказался предоставить факультету новую хабилитационную диссертацию. Впоследствии он всё же её подготовил, но сопроводительные документы заново не прислал. Так что они сейчас у него. Поэтому вы можете послать ему только новую хабилитационную диссертацию»19.

18. Если точно, то 28 октября 1907 года.

19. Flückiger Max. Albert Einstein in Bern. — Bern: Verlag Paul Haupt, 1974. S. 122.

Заветную бумагу с venia docendi Альберт Эйнштейн получил по почте на домашний адрес в субботу 29 февраля. Вся бюрократическая процедура хабилитации от заседания коллегии философского факультета, рассмотревшей диссертацию соискателя, до вручения ему искомой лицензии приват-доцента заняла меньше недели — с понедельника до субботы. Не последней причиной такой необычной для медлительных швейцарцев спешки стало опасение бернских профессоров оказаться посмешищем в научном мире, отказав в защите диссертации человеку, уже завоевавшему признание коллег своими выдающими работами.

Первые лекции свежеиспечённого приват-доцента

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Можно ли учиться во сне? Можно ли учиться во сне?

А нельзя ли совместить сон с каким-нибудь занятием? Например, с учебой?

Наука и жизнь
Как мужчине ухаживать за лицом, чтобы в 40 лет оно не скукожилось Как мужчине ухаживать за лицом, чтобы в 40 лет оно не скукожилось

Врач-дерматолог рассказывает о тонкостях мужского ухода за кожей лица

Maxim
Правила долголетия Правила долголетия

Результаты крупнейшего исследования долгожителей

kiozk originals
«Дома я не хочу лидировать» «Дома я не хочу лидировать»

Ольга Серябкина о силе тайм-менеджмента, воспитании ребенка и романтике

OK!
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Осень ярко Осень ярко

Эльдар Калимулин — о кино и театре, который, как известно, начинается с вешалки

Men Today
Любовь, обиды, травмы и панк-рок: семь фильмов об отношениях матери и дочери Любовь, обиды, травмы и панк-рок: семь фильмов об отношениях матери и дочери

Фильмы, в которых отношения между матерью и дочерью принимают самую разную форму

Forbes
Татьяна Правдина: «Когда Зяма смотрел свои фильмы, всегда говорил: «Это — не то!» Татьяна Правдина: «Когда Зяма смотрел свои фильмы, всегда говорил: «Это — не то!»

Актеру Зиновию Гердту было 44 года, а переводчице Татьяне Правдиной — 32

Коллекция. Караван историй
Французское Французское

Как можно одним словом описать человека, который уже достаточно принял на грудь?

ТехИнсайдер
«Рынок серьезно изменился, прежние правила игры уже не актуальны» «Рынок серьезно изменился, прежние правила игры уже не актуальны»

СЕО банка «Точка» Андрей Завадских об адаптации банков к запросам рынка

Деньги
Интерьер — это ответ на запрос Интерьер — это ответ на запрос

Юлия Тряскина об изменениях в городской среде и о перезагрузке стиля жизни

SALON-Interior
Воспоминания — и дом, и путь нашей жизни Воспоминания — и дом, и путь нашей жизни

Разговор с режиссером Рут Хоф и её мужем Гаем Сааром Русо

Seasons of life
Все будет гладко Все будет гладко

Целлюлит: генетика или лень? Мнение врачей

Лиза
Всеобщий язык Всеобщий язык

Разговор о том, как сохранять внутреннюю свободу и находить опору

Seasons of life
Без паники! Откуда берутся неврозы и как с ними справиться Без паники! Откуда берутся неврозы и как с ними справиться

Исследований невроза много, но ответы на главные вопросы не найдены до сих пор

Лиза
Просто бизнес Просто бизнес

Как продвигать национальные бренды и почему параллельный импорт — рискованно

FP. BusinessReview
Это мы не проходили Это мы не проходили

Высшее образование становится бессмысленным, но учиться приходится всю жизнь

Men Today
Дачи Российской империи. Откуда в России появилась дачная культура? Дачи Российской империи. Откуда в России появилась дачная культура?

Для русского человека дача имеет много смыслов. Так кто же это придумал?

Караван историй
Как вести себя, если у партнера зависимость: 3 шага к исцелению Как вести себя, если у партнера зависимость: 3 шага к исцелению

Лечение от зависимости — тяжелое испытание для семьи, как его пройти?

Psychologies
Вижу цель. Как не потеряться в потоке информации Вижу цель. Как не потеряться в потоке информации

Как оставаться верным своим целям и не поддаваться на манипуляции

СНОБ
Синдром седьмого сентября Синдром седьмого сентября

После первой недели в школе ребёнок жалуется на плохое самочувствие... Почему?

Здоровье
9 божественных фактов о фильмах «Догма» и «Джей и Молчаливый Боб» 9 божественных фактов о фильмах «Догма» и «Джей и Молчаливый Боб»

Все, что ты хотел знать об упоротых народных любимцах Джее и Молчаливом Бобе

Maxim
Неудачный байопик о выдающейся женщине: почему нас разочаровал фильм о Голде Меир Неудачный байопик о выдающейся женщине: почему нас разочаровал фильм о Голде Меир

Почему фильм о сильной женщине Голде Меир получился таким слабым?

Forbes
Что такое пранаяма и в чем ее польза Что такое пранаяма и в чем ее польза

Как пранаяма может улучшить ваше физическое и ментальное здоровье

РБК
Тень сомнений Тень сомнений

Кажется, что вскоре техника будет неотличима от магии, а мир наполнится чудесами

Правила жизни
Золото в жилах стынет Золото в жилах стынет

Как добывают самое северное в мире золото

ТехИнсайдер
Как добиться стройности без насилия над собой: 7 шагов Как добиться стройности без насилия над собой: 7 шагов

Что такое естественное похудение и как оно помогает получить желаемую фигуру?

Psychologies
Руслан Юнусов: «Квантовые технологии затронут все сферы жизни человека» Руслан Юнусов: «Квантовые технологии затронут все сферы жизни человека»

Квантовые технологии могут в будущем перевернуть наше представление о мире

ФедералПресс
Практичный контемпорари Практичный контемпорари

Стильное пространство с интересными деталями

Идеи Вашего Дома
Загадки «Семи самураев»: что вы могли не знать о самом известном фильме Акиры Куросавы Загадки «Семи самураев»: что вы могли не знать о самом известном фильме Акиры Куросавы

Вспоминаем фильм мастера Куросавы «Семь самураев» и раскрываем его секреты

Правила жизни
Открыть в приложении