Медиа империи
В Российской империи не было телевидения с выпусками новостей, с политическими ток-шоу и программами Елены Малышевой. Были газеты. Но огромное большинство населения не умело их читать. Грамотных крестьян было крайне мало, да и те несли с базара не периодическую печать, а лубочные рассказы про «Блюхера» и «милорда глупого». А государство имело потребность информировать подданных о войнах и реформах, достижениях прогресса или проведении массовой вакцинации.
Информация должна была доставляться без промедлений и искажений нередко вместе с подробным разъяснением событий и мотивирующими нарративами. Для этого был необходим достаточно мощный медиаресурс, способный не только распространять новости, но и переводить их с русского литературного языка на крестьянский.
Государство обладало таким ресурсом. Им был приходской священник. Хотя сам священник в этой системе играл роль, близкую к функции диктора, комментатора или шоумена (в хорошем смысле этого слова). Редколлегией этого своеобразного СМИ была вся вертикаль церковной иерархии, начиная от Святейшего Синода. В качестве автора материалов могли выступать император, разные министерства, местные власти и даже общественные организации.
Мы подробно изучим анатомию этого своеобразного медиахолдинга на примере Нижегородской епархии середины XIX века.
Уроки политинформации
Свежая политическая новость представляла собой царский манифест, который рассылался по приходам и зачитывался священником после литургии в ближайшее воскресение или церковный праздник. Важные политические события отмечались служением молебнов. Такие молебны преломляли политическую новость в спектре, свойственном функции церкви. И в то же время были похожи на некую градацию подачи новостей с разной степенью торжественности. Священник мог получать четкие указания начальства на этот счет: «при сем присылаю 2 манифеста: о прекращении политических сношений в Англию и Францию и о рождении Великой Княжны Веры Константиновны. Предписываю по 1-му манифесту отправить молебствие Господу Богу, а по 2-му — молебствие с коленопреклонением и целодневным звоном».
Важные события внутренней политики предполагали разные степени защиты от неправильной подачи информации. Вместе с царским манифестом спускались разъяснения Синода о том, какие мысли и в каких выражениях священник должен донести до прихожан после его зачитывания.
Во время призыва в Государственное ополчение 1855 года по случаю поражений в Крымской войне вместе с такими разъяснениями Синод издал и особый секретный указ для епархиальных архиереев. Содержание указа сообщалось священнику в устной форме и сводилось к предписанию следить за настроениями крестьян после обнародования манифеста, пресекать «превратные толки, а тем паче стремление к беспокойству». Под «беспокойством» подразумевался вовсе не отказ записываться в добровольцы, а в первую очередь попытки крепостных уйти в ополчение без ведома помещиков.
Особенно тщательным было информационное сопровождение манифеста 1861 года, отменявшего крепостное право, но предполагавшего выкуп крестьянами земли на довольно обременительных условиях. Синод заблаговременно выпустил циркулярное письмо священникам с указаниями по поводу обнародования еще не подписанного манифеста. «Худо понятая мысль о свободе и нерассудительно преувеличенные надежды могут иметь последствием то, что некоторые крестьяне найдут свое новое положение не столь удовлетворительным, как ожидали. Таковым надлежит изъяснить, что свобода не в том состоит, чтобы поступать по неограниченному произволу... но в том, чтобы избирать и делать добрые и полезные дела в пределах, постановленных законом». Такие мысли священник должен был доносить крестьянам «как в церковных поучениях, так и в домашних собеседованиях при открывающихся к тому случаях» и «предлагать прихожанам как свои размышления и советы», не давая повода заподозрить, будто бы «священники особенно назначены были от правительства действователями в настоящих обстоятельствах». Спустя две недели появился и сам царский манифест, доставлявшийся в уезды особыми чиновниками губернатора в запечатанных конвертах.