На чью мельницу текут мозги
Если смотреть из России, феномен «утечки мозгов» выглядит следующим образом. Молодые ученые предпочитают уезжать из страны, потому что, во-первых, на 20 тысяч в месяц особо не проживешь (да и обидно ради такой жизни получать высшее образование, а то и защищать кандидатскую). Во-вторых, делать науку тут тоже не слишком удобно по целому ряду причин. Главная из них, видимо, в том, что наука здесь никому особо не нужна и не интересна, отчего вклад страны в мировой научный прогресс (определяемый числом публикаций) оценивается на сегодня скромной цифрой 1,8%. Это в 10 раз меньше, чем у Китая. В итоге мы имеем чистый отток самых лучших исследователей в количестве примерно 5000 человек в год. Принято думать, что это вредит России, а помогает, напротив, ее воображаемому геополитическому противнику США.
Жизнь чуть сложнее этой схемы. Если мы посмотрим на номинантов премии «Сделано в России», то увидим, что практически все номинанты в категории «Наука и технологии» делят свое время между российской alma mater и пригревшими их зарубежными лабораториями. Не утекли бы в свое время их мозги и не притекли бы потом отчасти обратно, некого было бы нам номинировать.
Польза отъездов-переездов для российских исследователей несомненна. Во-первых, те, кто уехал, имеют важное преимущество перед немобильными зарубежными коллегами: за их спиной нередко остаются мощные исследовательские группы в России, человек по десять-пятнадцать низкооплачиваемых, но высококвалифицированных крепостных аспирантов и студентов, благодаря вкладу которых русский постдок оказывается куда эффективнее доморощенного, европейского или американского. Во-вторых, уехавший получает возможность подпитывать оставшихся грантами или как минимум помогать им с поездками на конференции и англоязычными публикациями. В итоге всем хорошо.
Осмелимся предположить, что хорошо даже крепнущей российской государственности. Из всех сокровищ науки ее больше всего интересуют те, что стыдливо именуются «разработками двойного назначения», причем из двух назначений интереснее как раз плохое, а не хорошее. И вот это плохое потом будет сосать наши с вами налоги, и в лучшем случае на них будут строиться красивые виллы для государственных людей. В худшем — действительно образуется в качестве побочного продукта некая опасная дрянь, которая даст государству дополнительный толчок к геополитической пропасти, куда оно и так уже летит. Лучше уж пусть ученые уедут и сделают что-то хорошее, а России этим хорошим потом дадут попользоваться. А потянется за плохим, так на то есть санкции.
Но это все рассуждения на пальцах, без малейших фактов и цифр. Обогатить этот дискурс цифрами и фактами помогла работа, выполненная международной группой исследователей и опубликованная в Nature.
Не утечка, а циркуляция!
Из этой работы мы с удивлением узнаем, что, во-первых, мозги текут не только из России, но и абсолютно из всех стран на всех континентах. Во-вторых, их (мозгов) движение в современном мире гораздо сложнее, чем можно описать тривиальной формулой «рыба ищет, где глубже». Они не то чтобы текут в одном направлении, а, скорее, циркулируют. Авторы предлагают впредь так и выражаться: «циркуляция мозгов». И они утверждают, что этот процесс жизненно важен для современной науки.