Хроника одного переворота
Захватить власть в стране осенью 1917 года мог кто угодно. Но только большевики действовали решительно. А их оппоненты оказались в роли пассивных наблюдателей.
Захват власти ценой минимальных жертв даже большевикам поначалу казался чудом. Ведь то, что громко именуется Великой Октябрьской социалистической революцией, по сути не было ни всенародным восстанием, ни тщательно продуманным заговором, ни даже хорошо подготовленным переворотом.
Многовластие
В октябре 1917 года в стране имеется несколько органов власти. Временное правительство заседает в Зимнем дворце с февраля. В здании Главного штаба находится командование Петроградского военного округа. Ещё в июне избран Всероссийский центральный исполнительный комитет Советов (ВЦИК), управляемый меньшевиками и эсерами. Он находится в Смольном. Но там же располагается и Петроградский совет, которым с сентября руководят большевики.
В это же время в Мариинском дворце 7 октября начинает работу Предпарламент, состоящий из Советов, общественных организаций и представителей местного самоуправления. Сразу после открытия большевистская фракция его покидает. А уже 10 октября ЦК большевиков принимает тайное решение о вооружённом восстании.
В Петрограде и его пригородах располагается огромный гарнизон численностью 240 тысяч человек. И появляются слухи, что правительство собирается отправить его на фронт. Ведь продолжается война.
Однако Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов протестует против этого решения. Да и представители гарнизона утверждают, что они и так «понесли значительные жертвы во имя революции». Кроме того, делегаты солдат уверяют, что гарнизон нужен для обороны столицы от немцев. Разумеется, именно в Петрограде, а не на фронте.
12 октября 1917 года по запросу председателя Совета Льва Троцкого создаётся Военно-революционный комитет (ВРК). Антонов-Овсеенко называет ВРК «хорошим прикрытием для боевой работы партии». Оборонительные цели ВРК кажутся мало убедительными. Меньшевики заявляют, что ВРК «не что иное, как революционный штаб для захвата власти». И задают Льву Троцкому вопрос: готовят ли большевики вооружённое восстание? И председатель Совета не даёт однозначного отрицательного ответа, а отвечает вопросом на вопрос: от чьего имени спрашивают меньшевики — Александра Керенского или контрразведки?
Как можно трактовать такой ответ? Конечно, как утвердительный. То есть Троцкий и не скрывает, что готовится восстание, ведь заседание Совета — это собрание в тысячу человек. Следовательно, и версия о тайном заговоре не подтверждается.
Небольшой конфликт
Однако начальник штаба округа делает другой вывод и сообщает главе Временного правительства Александру Керенскому, что большевики готовят мирную демонстрацию. Хотя известно, что рабочие выйдут на неё вооружёнными. Далее Совет берёт управление Петроградским гарнизоном в свои руки, разослав телеграммы во все его части. И требует с 18 октября выполнять только те распоряжения, которые утверждены Советом. После собрания 21 октября гарнизон признаёт, что поступает в распоряжение ВРК. От командующего Петроградским округом Григория Полковникова требуют признать решения Совета. Он отказывается, но и не предпринимает никаких решительных действий. Вместо ареста мятежников он предлагает подождать, пока конфликт разрешится сам собой.
Но конфликт всё разрастается, а большевики продолжают активные действия. ВРК отправляет своих комиссаров во все части Петросовета. Одновременно Троцкий выступает в Петропавловской крепости, после чего её гарнизон со всем арсеналом оружия мирно переходит под власть ВРК. Временное правительство, не способное на решительные действия, занимается изготовлением приказов. Требования наказать виновных и провести расследование ничем не заканчиваются.