Павел Зюзин о том, почему электромобили в России не приживутся

МонокльРепортаж

«Закрывают спортивные площадки, чтобы создать парковки»

О том, почему электромобили в России не приживутся, в Москве вновь будет запущен троллейбус, а в Краснодаре построят метро, рассказывает директор Центра транспортного планирования НИУ ВШЭ Павел Зюзин

Евгений Огородников

Трамвай «Витязь» в сборочном цехе. Фото: Петр Ковалев/ТАСС

Триллионы рублей, инвестированные в развитие Московского транспортного узла за последние два десятилетия, создали новый стандарт общественного транспорта в России. Для миллионов людей путь до работы и обратно домой, особенно в города-спутники, постепенно превратился из мучительного путешествия с неочевидным исходом во все более комфортное и быстрое перемещение по мегаполису. В результате многие нашли вполне приемлемой для себя альтернативой личному автомобилю метро, железнодорожные перевозки (МЦК, МЦД) и наземный транспорт.

Высокие стандарты, заданные Москвой, постепенно заимствуются и развиваются в регионах, стали появляться кейсы, которые опередили даже московский опыт (например, велоинфраструктурный проект в Альметьевске (Татарстан) и коридор для скоростных автобусов в Белгороде на улице Щорса). Уровень промышленной локализации общественного транспорта поддержал инновации в отечественном машиностроении для общественного транспорта: российские предприятия разработали, довели до приемлемого качества и постоянно совершенствуют модификации автобусов, трамвайные и метровагоны, подвижной состав для железных дорог и троллейбусы. Регионам доступны льготные кредиты на обновление парка. Модернизация общественного транспорта будет продолжаться еще не один год, накопленный ущерб последних 30 лет требует минимум 10-летних инвестиций. Зачем это нужно, что делать в крупных городах и каких ошибок не стоит совершать — об этом мы беседуем с директором Центра транспортного планирования Высшей школы экономики Павлом Зюзиным.

— В России ежегодно инвестируются сотни миллиардов рублей в развитие общественного транспорта, с особым размахом — в Москве. Зачем это делается?

— В «нулевые» годы на Руси существовало поверье, что общественный транспорт — это пережиток социализма и признак низкого достатка, не позволяющего приобрести личный автомобиль. Считалось, что, как только возможность приобрести автомобиль появится в каждой семье, россияне избавятся от транспортных проблем и наступит счастье. Но бурные темпы автомобилизации привели к перегрузке дорожной сети и хроническому недостатку мест для парковки.

Например, в Дальневосточном федеральном округе уровень автомобилизации в два с половиной раза и более превышает московский. Жители Владивостока сталкиваются с ужасными пробками, парковка становится почти невозможной, а двадцатиминутные поиски места — нормой. Но какой выход из этой ситуации?

— Владивосток, как известно, называют советским Сан-Франциско. В США транспортная система в основном основана на личном автотранспорте.

— Между американскими и российскими городами есть принципиальная разница. Американские города спроектированы для использования легковых автомобилей — это одноэтажные субурбии на стокилометровых расстояниях, ориентированные на автомобильное передвижение. В таких локациях неспособность управлять автомобилем фактически приравнивается к инвалидности: выбраться из субурбий пешком или на велосипеде невозможно.

Но такой подход приводит к порочным практикам, когда люди спят в машинах, чтобы избежать пробок. Они приезжают к офису в четыре утра и ожидают начала рабочего дня, дремля в салоне. Это порождает ситуацию, когда в центрах городов сносят здания, чтобы построить парковки. Как выглядит центр крупного американского города? Посмотрите на спутниковой карте центры Цинциннати или Сент-Луиса: это небоскребы на парковках. В то время как в Москве, выйдя из офиса на Чистых прудах или Тургеневской площади, вы попадаете в приятную городскую среду с парками.

— Российские города пониже, но и покомпактнее…

— У нас урбанизация и кратный рост населения городов происходили не путем строительства субурбий — такой период в СССР был совсем коротким, примерно десять-пятнадцать послевоенных лет. Весь остальной советский период массово доминировала парадигма типового домостроения. Это означает, что наши города имеют генетическую предрасположенность к общественному транспорту просто из-за сверхплотного размещения многоквартирного жилья массовыми типовыми сериями.

Например, район Бутово в Москве — это же сверхплотный город. Там живет двести тысяч человек. Это население Пскова. Если вместо Бутова эти двести тысяч человек были бы расселены за МКАДом по американскому принципу, субурбия протянулась бы до Серпухова или до границы Московской области. Но люди живут очень компактно. И за счет этого возникает существенная экономия на масштабах и на коммуникациях.

И это огромная личная экономия на пробегах. Люди не живут в транспорте. То есть с бульвара Дмитрия Донского до центра гарантированно на метро, а сейчас вдобавок и по МЦД, можно доехать за сорок минут. Но при этом в Бутово есть места, где можно провести досуг, вместо того чтобы проводить его за рулем около Подольска и Серпухова. В Бутове довольно комфортная благоустроенная инфраструктура — это важное свойство всех советских спальных районов. Она, конечно, в девяностые годы в жутком состоянии оказалась, но по мере благоустройства Москвы все эти районные парки снова стали улучшать. А уже ближе к 2020-м годам там стали появляться примеры лучших по мировым меркам образцов благоустройства и детских, и спортивных площадок.

Теперь представьте себе, что в Бутове отключили метро и общественный транспорт. Тогда все жители микрорайона купят автомобили. К чему это приведет? Во-первых, там негде будет парковаться, все эти парки придется переделать в парковки. И это не бурные фантазии. Я описываю, как примерно выглядят новостройки во Владивостоке и в Краснодаре, где несколько десятилетий жили иллюзиями о возможности транспортного самообслуживания, не развивали трамвайные сети или вовсе демонтировали трамвайные линии, как, например, на главной улице Владивостока Светланской. Во-вторых, это будут жуткие пробки на Варшавке — хронический паралич шоссе, которое невозможно будет использовать в пиковые периоды, поскольку на него будут выезжать сто тысяч автомобилей в узкий промежуток времени, двадцать-тридцать минут в утренние часы каждых рабочих суток единовременно.

Поэтому на примере Бутова мы понимаем, что будущее российских городов — это, безусловно, только общественный транспорт, который по уровню комфортности и эргономики салонов уже давно настолько продвинулся вперед, что представления о нем заядлых автомобилистов, сохранившиеся с девяностых годов, имеют примерно столько же общего с нынешней реальностью, что и воспоминаниями о «запорожце».

Директор Центра транспортного планирования Высшей школы экономики Павел Зюзин. Фото: из личного архива

Неокупаемый проект

— Но это же очень дорого и неокупаемо?

— Общественный транспорт — это крайне дорогая штука. Качественный общественный транспорт — это супердорогая штука. И мало где он окупается. Тут фишка в другом. Люди, которые живут, например, в удаленных локациях своих городов типа Рыбацкого, «Уралмаша», новосибирского Академгородка, за счет надежного внеуличного общественного транспорта — метро, электричек — гарантированно прибывают к месту работы, значительно повышают доходность своего труда. Возникают огромные косвенные эффекты.

— Для экономики эффекты понятны и ощутимы. А где в этой системе житель города?

— Со времен СССР автомобиль считался предметом роскоши и культа. А в 2000-х доходы населения резко пошли вверх, и люди начали покупать машины массово, на них ездили без дела, за сигаретами, за угол в ларек за хлебом.

Но сейчас эта мода прошла. Автомобиль перестал восприниматься как роскошь. Это стало средством передвижения. Люди начали считать свои деньги. Раньше расчеты говорили, что, например, человек экономил на покупке жилья, купив не «двушку», а подальше от центра «трешку», потому что у него была машина. Больше такая логика не работает: ездить на машине приходится дольше из-за заторов, а ее обслуживание обходится дороже. И теперь так будет всегда, даже хуже. Экономия времени и средств — это общественный транспорт.

Мэрская программа

— Москва — лидер по развитию общественного транспорта в России. Какие основные изменения можно выделить?

— Я бы отметил продвижение дорогостоящих мероприятий. В Москве все последние годы преодолевалось отставание в покрытии территории города сетью метрополитена, накопленное за двадцать лет экономических реформ. Реализовано удлинение линий метро и строительство нового контура пересадок. Инвестировано много средств в обновление поездов метрополитена, модернизировано несколько электродепо, построены новые такие объекты на Сокольнической, Большой кольцевой, Замоскворецкой и некоторых других линиях. На «Метровагонмаше» освоена не одна новая линейка поездов. Эргономика вагонов и потребительские качества стали соответствовать лучшим мировым стандартам, российские вагоны метрополитена эксплуатируются в Софии, Баку, Будапеште, Ташкенте, Минске.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дорога в «парадиз» Дорога в «парадиз»

В августе 1700 года Пётр начал, без объявления, войну со Швецией

Дилетант
Дача мечты Дача мечты

Превратили типовой и уже выстроенный каркасный дом в уютную, стильную дачу

Идеи Вашего Дома
Мяч в кольце Мяч в кольце

Спортивные события второго года Великой Отечественной войны

Ведомости
Что такое информационный пузырь и почему не надо закрываться от неприятных тем Что такое информационный пузырь и почему не надо закрываться от неприятных тем

Как формируется информационный пузырь и почему он может быть вреден?

Psychologies
В авиастроении сменился командный состав В авиастроении сменился командный состав

Чем спровоцированы кадровые перестановки в российском авиастроении

Монокль
Куда поплыла ипотека Куда поплыла ипотека

Неожиданный для российского рынка продукт предложил ТКБ Банк: плавающая ставка

Монокль
Елизавета Юрьева: «Выходила на сцену с кинжалом в сердце» Елизавета Юрьева: «Выходила на сцену с кинжалом в сердце»

Я была одержима своей мечтой и скорее играла в эту историю

Караван историй
Серебряный век Серебряный век

Дмитрий Чеботарев — о трендах, которые задают дальнейшее развитие кино

Men Today
Кладовая солнца Кладовая солнца

7 способов сделать темную квартиру светлее

Лиза
Хрустящая курочка Хрустящая курочка

Как выбирать наггетсы, и так ли уж они вредны

Лиза
Роторно-поршневые двигатели Роторно-поршневые двигатели

Проблемы и перспективы роторных двигателей

Наука и техника
Шеф — поставщик: здесь и сейчас Шеф — поставщик: здесь и сейчас

Как в разных регионах находят необычные продукты и превращают в уникальные блюда

Bones
Итоги царствования Александра III Итоги царствования Александра III

Железный царь: как Александр III усилил Россию и избежал войн?

Знание – сила
Каким мог стать Ту-204: как советские конструкторы искали идеальный авиалайнер Каким мог стать Ту-204: как советские конструкторы искали идеальный авиалайнер

За 15 лет видение о том, каким должен быть Ту-204, несколько раз менялось

ТехИнсайдер
О тюленях и гепардах О тюленях и гепардах

Мария Лобанова — о возрасте, аппетите и кредо, которое сложно игнорировать

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Природные успокоительные и витаминные бомбы: 7 фруктов, богатых магнием Природные успокоительные и витаминные бомбы: 7 фруктов, богатых магнием

Получить суточную дозу магния можно, просто добавив в свой рацион эти продукты!

ТехИнсайдер
Система Юпитера: есть ли жизнь в подледном океане Европы? Система Юпитера: есть ли жизнь в подледном океане Европы?

Почему спутник Юпитера Европа — перспективный объект исследования?

Наука и техника
Есть контакт! От клеточной адгезии к нетоксичной терапии рака Есть контакт! От клеточной адгезии к нетоксичной терапии рака

Есть ли вещества, которые могут содействовать здоровой адгезии при лечении рака?

Наука и жизнь
Все, что нужно знать о защите нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Часть 1 Все, что нужно знать о защите нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Часть 1

О творческих достижениях, не вписывающихся в рамки объектов авторского права

Наука и техника
«Везёт тому, кто везёт» «Везёт тому, кто везёт»

Мила Ершова о том, как важно ждать свои роли и быть избирательной

OK!
Кто особенно склонен к изменам: 3 ключевые психологические черты, подталкивающие к неверности Кто особенно склонен к изменам: 3 ключевые психологические черты, подталкивающие к неверности

Почему некоторые люди изменяют, а другие — нет?

Psychologies
Smasайтесь кто может Smasайтесь кто может

SMAS-лифтинг и SMAS-подтяжка: кому, когда и зачем нужны

Собака.ru
Тем временем в Лондоне Тем временем в Лондоне

Как юристы держав решали судьбу бывших руководителей нацистской Германии

Дилетант
Форрест Гамп отдыхает Форрест Гамп отдыхает

Иногда я думаю: что будет с этим миром, когда я закончу бегать?

Men Today
Очень странные дела Очень странные дела

Какие бьюти-тренды из соцсетей искренне настораживают косметологов

Лиза
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Когда пушки человеческих эмоций молчат Когда пушки человеческих эмоций молчат

Как выглядел бы мир, если бы все сомнительное объяснялось бы безумием

Правила жизни
Тайны девятой непланеты Тайны девятой непланеты

12 отгадок о Плутоне

Weekend
Охота Дантеса Охота Дантеса

Жорж Дантес — лихой офицер, планировавший себе блестящее будущее в России

Дилетант
Кейс Кейнса Кейс Кейнса

Как теория британского экономиста покоряла мир

Деньги
Открыть в приложении