Феномен «Ли»
Почему все бросились покупать гибриды?
Свежие аналитические сводки говорят о том, что самым популярным гибридным автомобилем в РФ стал большой кроссовер Li Xiang L9. За ним следует еще одна модель Li – L7. Далее – гибриды Voyah и снова несколько моделей Li – L8 и L6. Впрочем, слово «популярный» плохо описывает ажиотажный спрос, ведь всего за десять месяцев 2024 года суммарные продажи перечисленных машин достигли 30 тысяч единиц! Для сравнения: тех же чистых электрокаров так много не было продано за все годы начиная с 2012-го, когда на наш рынок официально вышел первый батарейный Mitsubishi i-MiEV.
Не просто электромобиль
Здесь сразу внесу важное уточнение. Все упомянутые хиты – это не простые гибриды, а электромобили с расширенным запасом хода (extended range electric vehicle, EREV). В документах их часто называют «последовательными гибридами», а в рыночной статистике учитывают как заряжаемые плагин-гибриды (PHEV) или вообще смешивают с обычными гибридами. Но как бы ни старались запутать нас классификаторами, мы должны понимать, что EREV – это не просто машина с отдельными лючками под заправку бензином и зарядку электричеством.
Главным признаком EREV является архитектура, повторяющая электромобиль: имеется один или несколько электромоторов на осях, контроллер/инвертор, подпольная высоковольтная батарея. В схеме привода отсутствует привычный автомат или робот, а бензиновый двигатель (объемом, как правило, не более 1,5 литра) не связан с колесами, а трудится исключительно на выработку электроэнергии. Электрокар, но с топливным баком и генератором, если совсем по-простому.

Идея не новая. Помните Chevrolet Volt 2011-го? По факту он и есть первый массовый легковой EREV. Городской компакт BMW i3 тоже наверняка встречали на улицах. А ведь он выпускался и в модификации ER с «расширителем диапазона» на базе мотоциклетного мотора. Возможно, вам на глаза попадались и модели Nissan c шильдиком e-Power. Там тоже воплощена идея EREV – ДВС лишь качает электроэнергию, а сама «телега» приводится в движение небольшими электромоторами на осях. Причем спецы, придумавшие e-Power, умудрились создать последовательную схему не только без КП, но и с маленькой батареей-буфером, что удешевило всю конструкцию.
Но круче всех идею электромобиля с расширенным запасом хода воплотил китаец Ли Сян. Первоначально он затевал выпуск дешевых автомобилей для такси. Но поскольку в КНР щедро поощрялись разработки машин на новой энергии, то он взялся и за проект кроссовера по схеме EREV – с мощными электромоторами, которые уже были доступны на тот момент, и с емкими батареями, которые обещали запас хода на 150–200 километров.