Что разрушает карельские петроглифы

Санкт-Петербургский университетКультура

Послания на скалах

Ученые СПбГУ совершили экспедицию в Карелию и выяснили, из-за чего разрушаются местные петроглифы — наскальные изображения, созданные более 6000 лет назад. На основе полученных данных исследователи разработали систему мониторинга, которая позволит следить за состоянием древних рисунков и защищать их от исчезновения.

Автор: Евгения Орлова

Петроглиф на мысу Бесов Нос на восточном побережье Онежского озера в Карелии. Wikimedia Commons

С начала 2000-х годов геологи и биологи СПбГУ изучают состояние каменных культурных объектов России и мира. За прошедшие десятилетия ученые обследовали исторические здания и набережные Петербурга, памятники Валаама, архитектурное убранство Эдинбурга (Шотландия), а также постройки из камня в Финляндии и на Ближнем Востоке. Эти работы позволили исследователям накопить серьезную базу знаний о том, как окружающие условия влияют на сохранность каменных произведений искусства и что способно их разрушать. На основе этих данных ученые создали авторскую методологию, с помощью которой можно точно определить, какие физические, химические и биологические процессы уничтожают обследуемый объект из камня. Разработка заинтересовала Государственный центр по управлению, сохранению и изучению петроглифов Карелии. Директор организации в 2024 году пригласил Елену Геннадьевну Панову, профессора СПбГУ (кафедра геохимии), и Дмитрия Юрьевича Власова, профессора СПбГУ (кафедра ботаники), для изучения местных наскальных изображений.

Елена Геннадьевна Панова, профессор СПбГУ (кафедра геохимии). Максим Халанский

От животных до батальных сцен

Ученым предстояло исследовать более 4600 карельских петроглифов — все, что открыты в регионе к настоящему моменту. По предположениям научного сообщества, эти рисунки оставляли на скалах древние охотники, рыболовы и собиратели, населявшие территорию Карелии на рубеже V–IV тысячелетий до нашей эры. Около 70 % каменных изображений расположились на островах и берегах реки Выг недалеко от современного местонахождения города Беломорска, остальные — на восточном побережье Онежского озера. Научный коллектив СПбГУ в ходе экспедиции изучил по своей методологии рисунки на обоих участках.

«Полевые работы позволили нам установить, что онежские петроглифы представлены в основном изображениями 20–50 сантиметров в длину, но иногда встречаются и экземпляры размером до двух-трех метров. Рисунки выбиты кварцевыми инструментами — отбойниками. Преимущественно на камнях созданы образы водоплавающих птиц (прежде всего лебедей), лесных животных, людей, человекоподобных существ и лодок. Также обнаруживаются символы, олицетворяющие Луну и Солнце», — рассказывает Елена Панова.

Петроглифы на мысу Пери Нос на восточном побережье Онежского озера в Карелии. Wikimedia Commons

Она добавляет, что по сравнению с онежскими беломорские петроглифы более реалистичны и разнообразны по тематике. На скалах Беломорья ученые обнаружили много масштабных и динамичных сцен: сражений, танцев, охоты на лесных зверей, птиц и морских животных. Исследователям часто встречались изображения деревьев, людей на лыжах и в лодках, военного оружия и орудий труда — луков, стрел, копий и гарпунов. Научный коллектив дополнительно зафиксировал большое количество рисунков в виде следов разных представителей фауны.

Противостоящие природе

Ученые СПбГУ также обследовали горные породы, на которых располагаются петроглифы. Оказалось, что все изображения нанесены на горизонтальные или слегка наклоненные выступы гранита и гранито-гнейса. В их составе встречаются темноцветные минералы, например биотит и мусковит, которые могут способствовать ускоренному разрушению породы. Гранито-гнейс к тому же имеет слоистую текстуру, из-за чего в него легко попадает влага, что тоже приводит к повреждению камней. Это повышает риск исчезновения петроглифов.

Особенности местного ландшафта также делают наскальные изображения уязвимыми. «Древние рисунки располагаются в непосредственной близости от воды, их периодически затапливает. Например, когда поднимается уровень Онежского озера и реки Выг. Зимой же поверхность с изображениями покрывает снег. Подобные процессы способствуют повреждению пород», — объясняет Елена Панова.

«Однако, несмотря на все вышеперечисленные факторы, и онежские, и беломорские изображения сохранились гораздо лучше, чем любые другие наскальные рисунки в Северной Европе, — добавляет профессор. — Например, на севере Норвегии осталось всего 12 % целых изображений, на юге — лишь 8 %. В Карелии же не имеют никаких повреждений более 60 % от общего числа петроглифов».

Опасность в воздухе

На остальных карельских изображениях ученые СПбГУ обнаружили четыре вида разрушений. Во-первых, механические, вызванные изменениями температур, действием ветра, процессами замерзания и оттаивания. Под влиянием этих природных процессов поверхность скал стала грубой, в ней появились впадины и углубления, а контуры рисунков потеряли четкость. Также научный коллектив зафиксировал отслаивание поверхности породы, сколы, трещины и утрату целых фрагментов.

«Второй вид повреждений, обнаруженных на петроглифах, — химические. Они развиваются в результате деградации минералов и горных пород под воздействием воды, кислорода, углекислого газа и органических кислот, — говорит Елена Панова. — Проявляются такие повреждения образованием гипса и гидроокислов железа на поверхности скал. Это приводит к тому, что каменные изображения постепенно покрываются белой или красно-коричневой пленкой».

Отслаивание пластин породы. Предоставлено Е. Г. Пановой
Петроглифы на породе с коркой гидроксида железа. Предоставлено Е. Г. Пановой

Обитатели скал

К третьему виду ученые СПбГУ отнесли биогенные повреждения, то есть те, которые вызваны воздействием растительных и животных организмов на горные породы. На значительной части обследованных скал научный коллектив обнаружил биопленки — колонии, состоящие в том числе из плесневых грибов, лишайников и аэрофильных (тех, что растут на камнях) водорослей.

Такие пленки наиболее устойчивы к внешним воздействиям. Они могут долго жить на поверхности камней и постепенно их разрушать. Это происходит потому, что микроорганизмы производят органические кислоты, «вытягивающие» минеральные вещества из горных пород. Постепенно на месте отсутствующих элементов образуются пустоты, что плохо сказывается на состоянии петроглифов. В результате жизнедеятельности биопленок в камнях также появляется примитивная почва — благоприятная среда для высших растений. Их семена могут попасть внутрь горных пород и прорасти в памятнике культуры.

Лишайники на поверхности породы. Предоставлено Е. Г. Пановой
Лишайники на поверхности породы. Предоставлено Е. Г. Пановой

По данным исследователей СПбГУ, опасность представляют и растения, расположенные рядом с петроглифами. Корневая система деревьев, кустарников и трав способна проникнуть в скальные трещины и притянуть туда влагу. В местах, где это уже произошло, ученые обнаружили рыхлые и ослабленные горные породы с утраченными фрагментами.

Четвертый вид повреждений на петроглифах — антропогенные, то есть связанные с деятельностью человека. К таковым научный коллектив СПбГУ отнес надписи и граффити, сделанные поверх древних рисунков и нарушающие эстетическую целостность объекта культуры.

Вклад в защиту

На основе полученных в экспедиции данных ученые СПбГУ разработали систему индексов, с помощью которой Государственный центр по управлению, сохранению и изучению петроглифов Карелии будет следить за состоянием всех 4600 древних рисунков. Также научный коллектив Университета составил отчет об исследовании с первичными рекомендациями по защите наскальных изображений, который был направлен в центр ЮНЕСКО по сохранению мирового каменного наследия.

Факт: Карельские петроглифы в 2021 году включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Работа, проделанная исследователями, позволит в будущем разработать практический план действий по спасению онежских и беломорских петроглифов от исчезновения.

Кстати

ЮНЕСКО — специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, которое занимается вопросами образования, науки и культуры. Действует с 1945 года. Поддерживает проекты по повышению грамотности. Помогает сохранять природные и культурные памятники в разных странах. Ведет Список Всемирного наследия и обеспечивает безопасность включенных туда объектов. В настоящее время их насчитывается более 1200.

Источник: unesco.org

Искатели древнего искусства

Больше века ученые Университета исследуют петроглифы по всему миру.

Владислав Иосифович Равдоникас (1894–1976)

С 1929 по 1949 год занимал в Университете должности старшего ассистента, доцента (кафедра истории доклассового общества), заведующего кафедрой археологии.

В 1930-е годы изучал петроглифы Онежского озера и Белого моря. Написал большую монографию о наскальных изображениях Карелии, интерпретировал их значение, опираясь на культы и верования древних охотников и рыболовов.

Абрам Давыдович Столяр (1921–2014)

С 1964 по 2014 год занимал в Университете должности доцента, профессора, заведующего кафедрой археологии. С 2004 года носил звание почетного профессора СПбГУ.

Изучал петроглифы Фенноскандии — области, объединяющей Скандинавию, Финляндию, Кольский полуостров и Карелию.

Яков Абрамович Шер (род. 1931)

В 1965–1982 годах — преподаватель-почасовик Университета (кафедра археологии).

Изучал петроглифы Центральной Азии и Южной Сибири. Первым провел эксперимент по классификации наскальных изображений с помощью ЭВМ.

Елена Алексеевна Окладникова (род. 1951)

С конца 1990-х — доцент Университета, в 2005-м — профессор СПбГУ (кафедра этнографии).

Изучала наскальные изображения северо-западного побережья Северной Америки, установила их связь с петроглифами Северо-Восточной Азии и Дальнего Востока СССР. Обнаружила петроглифы урочища Калбак-Таш в Республике Алтай.

Евгений Михайлович Колпаков (род. 1965)

С 1983 по 2004 год занимал в Университете должности преподавателя, младшего научного сотрудника, преподавателя-почасовика (кафедра археологии).

Изучал петроглифы Фенноскандии, подробно описал наскальные изображения у озера Канозеро в Мурманской области.

Источник: bioslovhist.spbu.ru

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Подсказанный Солнцем Подсказанный Солнцем

Какое вещество сперва нашли не на Земле

Санкт-Петербургский университет
Передел Европы Передел Европы

Демонстрации неколебимого единства и согласия в Потсдаме явно не получилось

Дилетант
Скромные великаны Скромные великаны

В Португалии больше потерь и сожалений об утраченном величии, чем приобретений

Seasons of life
Всаднику вернули историчность Всаднику вернули историчность

Как студенты отреставрировали малую модель знаменитого Медного всадника

Санкт-Петербургский университет
Годовые кольца: 1841 Годовые кольца: 1841

Годовые кольца: что произошло в мире в 1841 году

Вокруг света
Здоровье в наследство Здоровье в наследство

Генетический скрининг супругов поможет избежать риска родить больного ребенка

Ведомости
5 простых техник, с помощью которых вы научитесь слышать друг друга в отношениях 5 простых техник, с помощью которых вы научитесь слышать друг друга в отношениях

Какие простые приемы могут почти сразу улучшить ваши отношения?

Psychologies
Посредники между небом и землею Посредники между небом и землею

Как образы растений, упомянутых в Библии, используются в архитектуре

Знание – сила
Все фильмы Пон Джун Хо, снявшего «Микки 17» и «Паразиты»: от худшего к лучшему Все фильмы Пон Джун Хо, снявшего «Микки 17» и «Паразиты»: от худшего к лучшему

8 фильмов южнокорейского режиссера, от легких комедий до мощных триллеров

Maxim
Неудачник, который победил: как Вертинский преодолел поэзию, эпоху и свою судьбу Неудачник, который победил: как Вертинский преодолел поэзию, эпоху и свою судьбу

Как Вертинский прожил несколько жизней и предвосхитил куртуазных маньеристов

СНОБ
Зачем вам секс? Зачем вам секс?

16 основных мотивов для секса

Men Today
Вверх по пустыне Вверх по пустыне

Километровый небоскреб в Саудовской Аравии все же построят

Weekend
Фактор роста Фактор роста

Особенности факторных стратегий на российском финансовом рынке

Деньги
Синдром беспокойных гениталий и алкаптонурия: 6 загадочный болезней, о которых вы могли даже не слышать Синдром беспокойных гениталий и алкаптонурия: 6 загадочный болезней, о которых вы могли даже не слышать

Какие удивительные диагнозы порой ставят людям?

ТехИнсайдер
Чайный театр Чайный театр

Чайная «ТИШь»: где чай становится искусством, а внимание — главным ингредиентом

Seasons of life
Клиенты МФО богатеют Клиенты МФО богатеют

Доход должников МФО в возрасте за три года вырос почти в 1,5 раза

Ведомости
«Хотя бы в искусстве-то надо, чтобы добро побеждало зло» «Хотя бы в искусстве-то надо, чтобы добро побеждало зло»

Режиссер Петр Шерешевский между двух премьер

Weekend
Шеф — поставщик: здесь и сейчас Шеф — поставщик: здесь и сейчас

Как в разных регионах находят необычные продукты и превращают в уникальные блюда

Bones
Пар над водой Пар над водой

Хаусбот, заметно отличающийся от всех остальных

Y Magazine
Дар, а не «мочалка» Дар, а не «мочалка»

«Сначала с чем-то в себе борешься, а потом вдруг начинаешь любить»

Новый очаг
Импортозамещение с гарантиями Импортозамещение с гарантиями

Чем обернется возвращение западных компаний для российского рынка ПО

Ведомости
Ты и вы Ты и вы

«Ты» и «вы» — стекла калейдоскопа, разделяющие мир на свое и чужое

Seasons of life
На шаг ближе к колонизации: как искусственный интеллект помогает NASA изучать Марс На шаг ближе к колонизации: как искусственный интеллект помогает NASA изучать Марс

О том, как ИИ помогает исследовать Марс, и приведет ли он нас к прорыву

ТехИнсайдер
Теория крохотных черных дыр Стивена Хокинга, нашла подтверждение на дне моря Теория крохотных черных дыр Стивена Хокинга, нашла подтверждение на дне моря

Ученые, кажется, нашли крошечную черную дыру, о которой писал Стивен Хокинг

ТехИнсайдер
Феномен «Ли» Феномен «Ли»

Кроссовер Li Xiang L9: почему все бросились покупать гибриды?

Автопилот
Машина — зверь Машина — зверь

Анималистика в автомобильных эмблемах и именах

Автопилот
Мечтатели Мечтатели

Рассказ «Мечтатели» от Нади Алексеевой, лауреата премии «Большая книга»

СНОБ
Удобрения санкций не боятся Удобрения санкций не боятся

Нехватка цифровых и зеленых технологий с лихвой компенсируется запасами ресурсов

Монокль
Сезон трат Сезон трат

Минфин отчитался об исполнении бюджета за январь – февраль 2025 г

Ведомости
Юбилейная партитура Юбилейная партитура

Музыкальному коллективу Теодора Курентзиса musicAeterna исполняется 20 лет

СНОБ
Открыть в приложении