Юрий Борисов о работе над образом Пушкина

Правила жизниРепортаж

«Конечно, надежда есть»

Юрий Борисов сейчас, без сомнения, самый востребованный российский актер. Главному редактору «Правил жизни» Трифону Бебутову удалось поймать его между съемками и обсудить работу над образом Пушкина и то, почему Александр Сергеевич – наше все.

Трифон Бебутов: Юр, я тут подумал: мы с тобой познакомились пять лет назад – в 2019 году, у меня дома.

Юрий Борисов: Помню.

Трифон: Это были, по-моему, последние месяцы какой-то нормальности. Потом начался ковид и все остальное. А еще 2019-й – ты сейчас поймешь, почему я об этом говорю, – это старт трендов, связанных с тиктоком, с рилсами. Именно тогда короткий видеоконтент начал завоевывать массы. Расскажи, как у тебя меняется (и меняется ли вообще) отношение к большим форматам, к кино? Ты рилсы смотришь?

Юрий: Ну не то чтобы мне есть где их смотреть: у меня нет аккаунтов в соцсетях. Не могу сказать, что что-то особо меняется. Я немножко в другом ритме живу и другим делом занимаюсь – кино, сериалами. Но я знаю, что есть люди, которые знают меня, например, только по рилсам. Мне порой люди говорят: «Я фильмы твои не смотрел, зато видел рилсы, все ты правильно делаешь!»

Трифон: За последние годы действительно потребление кино и вообще контента сильно изменилось. Если не ошибаюсь, в том же 2019-м на «Нетфликсе» вышел фильм «Ирландец», снятый Скорсезе. Эта картина идет три с лишним часа. И в разных странах зрители, не сговариваясь…

Юрий: …сказали, что очень длинно.

Трифон: Не просто сказали, что очень длинно, они нарезали его на сериал. Был даже такой марафон: кто лучше подберет тайм-код, на каком моменте можно закончить просмотр, чтобы продолжить его завтра. Такая вот история – просмотр трехчасового фильма разбит на несколько дней.

Насколько ты как человек внутри индустрии воспринимаешь изменения в потреблении информации аудиторией? Понятно, что ты не режиссер монтажа, ты артист, но тем не менее. И как на твою карьеру влияет то, что знания о тебе приходят через соцсети и какие-то короткие фрагментарные эпизоды?

Юрий: У меня ничего не меняется в этом смысле, потому что я как раз за другую часть кино отвечаю – за то, чтобы дать создателям материал для дальнейшего монтажа. Будь я режиссером, мне, конечно, было бы необходимо в этом разбираться, чтобы чувствовать пульс времени. Но я занимаюсь жизнью персонажа за кадром, и в моей голове этот персонаж существует всю его жизнь: когда он у меня рождается, про него можно сделать сериал в десять сезонов, а можно – в пять минут.

Трифон: Главная тема нашей встречи – «Пророк». Расскажи о том, как тебе это предложение поступило и о чем ты в этот момент подумал. Может быть, я ошибаюсь, но вроде не самые характерные для тебя роль и эпоха – и по настроению, и по темпераменту. Как ты воспринял этот сценарий и это предложение?

Юрий: Это было, конечно, очень неожиданно и странно. Мы встретились с Петей Ануровым. Он сказал, что у него есть идея сделать фильм о жизни Пушкина и что он хочет, чтобы я его сыграл. На тот момент кроме идеи ничего не было. Это год 2019-й. На все ушло несколько лет. Это был такой мучительный процесс, потому что жизнь шла, за это время контекст менялся. Когда Петя предложил мне роль, я решил, что да, это интересно: мне есть что сказать здесь, потому что любое кино – это повод для меня что-то исследовать в себе, в мире.

Трифон: Ты говоришь, что на момент этого предложения тебе было понятно, о чем рассказывать. Как именно ты себе сформулировал эту историю и свое участие в ней?

Юрий: Понимаешь, я много раз ее переформулировал. Мне кажется, Пушкин – это невероятная личность, наполненная разными противоречиями и идеями, которые его обуревали, начиная от идей свободы и изменения мира в начале жизни, заканчивая принципами долга и верности отчизне. Ведь он очень по-хорошему верил в то, что нужно служить…

Трифон: …отечеству.

Юрий: …отечеству, да.

Трифон: Да, свободолюбие – с одной стороны, и стремление служить отечеству – с другой. Вообще, фигура Пушкина остается всегда современной, начиная с того, что он создал язык, на котором мы продолжаем говорить, писать, читать (я имею в виду стилистически), заканчивая его биографией. Такое ощущение, что судьба поэта, большого художника, мыслителя – она сквозная вообще для всех эпох. Возвращаясь к фильму: когда я его смотрел, то увидел в биографии Пушкина завуалированную биографию многих наших современников.

Юрий: Ну, потому что он был сыном и плодом той земли, на которой родился, вырос и прожил всю свою жизнь, никогда никуда не уезжая. Он очень честно чувствовал, говорил и писал обо всем, из-за чего имел огромное количество проблем. Иногда он понимал, что последует за его словами, а порой совершенно не думал об этом, будучи очень импульсивным человеком. Для меня его творчество было абсолютно честным, поэтому все последующие писатели, поэты и художники так или иначе чувствуют его в себе. Он был первым, кто задумался: «А почему об этом говорить можно, а об этом нельзя? Почему так можно, а так нельзя? Я чувствую так и не могу по-другому», – он и не мог по-другому, он же не знал, что был гением. Он был просто Сашкой.

Трифон: А он мыслил себя просто Сашкой?

Юрий: Конечно! Нет, у него, конечно, не такое самоощущение, как у нас, было. В чем-то оно было масштабнее и в хорошем смысле пафоснее. Ощущение жизни, долга, чести, достоинства было все-таки немного иным. Но при этом те люди, как мы, ели, писали, занимались сексом и т. д. Конечно, он просто вставал по утрам, скучал, шел куда-то, что-то делал и не думал о том, гений он или не гений. Да даже если бы и думал – а что толку? Тебе эти мысли не помогут прожить жизнь.

Трифон: Скорее усложнят.

Юрий: Тебе просто нужно жить, как-то зарабатывать, строить свою бытовую жизнь, духовную, справляться со своими демонами и т. д. Поэтому, я думаю, он жил как мог – а мы все наблюдаем. А так как любой человек – искра бога, как я считаю, то чем честнее он живет, тем больше мы эту искру видим. Я, на самом деле, вижу, что каждый человек – гений. Не может быть так, что кому-то больше дается, а кому-то меньше, я в это не верю. Мне кажется, что у кого-то по тем или иным причинам, часто даже не зависящим от самой личности, эта гениальность больше раскрывается в силу обстоятельств, а у кого-то меньше. Кто-то гений в одном, а кто-то – совершенно в другом. И, будучи гением совершенно в другом, иногда, к сожалению, человек всю жизнь занимается абсолютно не тем просто потому, что у него так уже сложилось.

Трифон: Ты говоришь, что с момента запуска проект несколько раз трансформировался: менялся контекст, творческие решения и т. д. Как ты воспринимаешь этот фильм сегодня, когда он уже стал законченным произведением? Что тебе в нем особенно нравится, что тебя удивило и обрадовало, когда ты увидел финальный продукт?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Заговор крупным планом Заговор крупным планом

Гид по фильмам о заговорах и их теориях

Правила жизни
У нас отмена У нас отмена

Какие механизмы стоят за молохом культуры отмены и насколько они прочны

Men Today
Гид по городам России, отметившимся в биографиях людей искусства Гид по городам России, отметившимся в биографиях людей искусства

Руководство по местам силы русских классиков

Правила жизни
Исследователи выяснили, что на самом деле способствует счастью человека Исследователи выяснили, что на самом деле способствует счастью человека

Ученые исследуют, что способствует счастью молодых людей

Inc.
«Мне нечего прятать» «Мне нечего прятать»

О необходимости высказывания в мире, любви к своему дому и об отношениях с отцом

Правила жизни
Ноутбук: локализация в разрезе Ноутбук: локализация в разрезе

Как производится «глубоко российская» компьютерная техника

Монокль
«Режиссер всегда прежде всего режиссер» «Режиссер всегда прежде всего режиссер»

Федор Бондарчук об индустрии кино и о том, как сделать сказку былью

Правила жизни
Александр Малич: Искусство не бывает без эксперимента Александр Малич: Искусство не бывает без эксперимента

В Александринке в прошлом году произошли одни из самых существенных изменений

Ведомости
Хорошее дело Хорошее дело

Для четырех наших героинь помощь другим стала делом жизни

Cosmopolitan
Как психологическое состояние влияет на сексуальную жизнь Как психологическое состояние влияет на сексуальную жизнь

Половая жизнь — это не только физиология, но и сложный эмоциональный процесс

Правила жизни
Долецкая Долецкая

Алена Долецкая — сама себе глянец, медиа и контент

Собака.ru
Удобрения санкций не боятся Удобрения санкций не боятся

Нехватка цифровых и зеленых технологий с лихвой компенсируется запасами ресурсов

Монокль
Анна Савранская: «Я стремлюсь к непредсказуемости» Анна Савранская: «Я стремлюсь к непредсказуемости»

Карьера молодой актрисы Анны Савранской только начинается, но с громкого проекта

VOICE
Современный комфорт Современный комфорт

Просторная квартира для молодой семейной пары с детьми в минималистском стиле

SALON-Interior
Реактивный рост Реактивный рост

Как стартап выпускников химфака МГУ и Бауманки превратился в большой бизнес

Ведомости
ИИ в законе ИИ в законе

В каком правовом регулировании нуждается применение ИИ?

Ведомости
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
«Засветиться» в инфополе и почаще выходить из дома: как быстро завести знакомства в новой профессии «Засветиться» в инфополе и почаще выходить из дома: как быстро завести знакомства в новой профессии

Как создать полезные связи в условиях ограниченной очной коммуникации?

Inc.
5 советов, как побороть нерешительность и довести дело до конца 5 советов, как побороть нерешительность и довести дело до конца

Нерешительность — одна из самых разочаровывающих и непродуктивных форм поведения

Inc.
Восстанавливая цвета: как реконструируют окраску вымерших животных. Часть 1. Членистоногие и моллюски Восстанавливая цвета: как реконструируют окраску вымерших животных. Часть 1. Членистоногие и моллюски

Как ученые реконструируют внешний вид древних беспозвоночных

Наука и техника
Теория крохотных черных дыр Стивена Хокинга, нашла подтверждение на дне моря Теория крохотных черных дыр Стивена Хокинга, нашла подтверждение на дне моря

Ученые, кажется, нашли крошечную черную дыру, о которой писал Стивен Хокинг

ТехИнсайдер
Связь поколений Связь поколений

Даже если дети не сразу готовы стать вашими преемниками, они всегда рядом

Bones
Доктор Доктор

Фантастический рассказ Александра Маркова «Доктор»

Знание – сила
Импортозамещение с гарантиями Импортозамещение с гарантиями

Чем обернется возвращение западных компаний для российского рынка ПО

Ведомости
Каким мог стать Ту-204: как советские конструкторы искали идеальный авиалайнер Каким мог стать Ту-204: как советские конструкторы искали идеальный авиалайнер

За 15 лет видение о том, каким должен быть Ту-204, несколько раз менялось

ТехИнсайдер
Очень странные дела Очень странные дела

Какие бьюти-тренды из соцсетей искренне настораживают косметологов

Лиза
10 ситуаций, когда человеку нужен не психолог, а психиатр 10 ситуаций, когда человеку нужен не психолог, а психиатр

Как распознать, когда именно пора обратиться к психиатру?

Psychologies
Не за что судить Не за что судить

Тайны советского туризма 70-х: почему некоторые не возвращались из походов?

Дилетант
Как научиться довольствоваться тем, что есть, и перестать сравнивать свою жизнь с чужими Как научиться довольствоваться тем, что есть, и перестать сравнивать свою жизнь с чужими

Как перестать вечно гнаться за идеалом?

ТехИнсайдер
«Везёт тому, кто везёт» «Везёт тому, кто везёт»

Мила Ершова о том, как важно ждать свои роли и быть избирательной

OK!
Открыть в приложении