Юрий Борисов о работе над образом Пушкина

Правила жизниРепортаж

«Конечно, надежда есть»

Юрий Борисов сейчас, без сомнения, самый востребованный российский актер. Главному редактору «Правил жизни» Трифону Бебутову удалось поймать его между съемками и обсудить работу над образом Пушкина и то, почему Александр Сергеевич – наше все.

Трифон Бебутов: Юр, я тут подумал: мы с тобой познакомились пять лет назад – в 2019 году, у меня дома.

Юрий Борисов: Помню.

Трифон: Это были, по-моему, последние месяцы какой-то нормальности. Потом начался ковид и все остальное. А еще 2019-й – ты сейчас поймешь, почему я об этом говорю, – это старт трендов, связанных с тиктоком, с рилсами. Именно тогда короткий видеоконтент начал завоевывать массы. Расскажи, как у тебя меняется (и меняется ли вообще) отношение к большим форматам, к кино? Ты рилсы смотришь?

Юрий: Ну не то чтобы мне есть где их смотреть: у меня нет аккаунтов в соцсетях. Не могу сказать, что что-то особо меняется. Я немножко в другом ритме живу и другим делом занимаюсь – кино, сериалами. Но я знаю, что есть люди, которые знают меня, например, только по рилсам. Мне порой люди говорят: «Я фильмы твои не смотрел, зато видел рилсы, все ты правильно делаешь!»

Трифон: За последние годы действительно потребление кино и вообще контента сильно изменилось. Если не ошибаюсь, в том же 2019-м на «Нетфликсе» вышел фильм «Ирландец», снятый Скорсезе. Эта картина идет три с лишним часа. И в разных странах зрители, не сговариваясь…

Юрий: …сказали, что очень длинно.

Трифон: Не просто сказали, что очень длинно, они нарезали его на сериал. Был даже такой марафон: кто лучше подберет тайм-код, на каком моменте можно закончить просмотр, чтобы продолжить его завтра. Такая вот история – просмотр трехчасового фильма разбит на несколько дней.

Насколько ты как человек внутри индустрии воспринимаешь изменения в потреблении информации аудиторией? Понятно, что ты не режиссер монтажа, ты артист, но тем не менее. И как на твою карьеру влияет то, что знания о тебе приходят через соцсети и какие-то короткие фрагментарные эпизоды?

Юрий: У меня ничего не меняется в этом смысле, потому что я как раз за другую часть кино отвечаю – за то, чтобы дать создателям материал для дальнейшего монтажа. Будь я режиссером, мне, конечно, было бы необходимо в этом разбираться, чтобы чувствовать пульс времени. Но я занимаюсь жизнью персонажа за кадром, и в моей голове этот персонаж существует всю его жизнь: когда он у меня рождается, про него можно сделать сериал в десять сезонов, а можно – в пять минут.

Трифон: Главная тема нашей встречи – «Пророк». Расскажи о том, как тебе это предложение поступило и о чем ты в этот момент подумал. Может быть, я ошибаюсь, но вроде не самые характерные для тебя роль и эпоха – и по настроению, и по темпераменту. Как ты воспринял этот сценарий и это предложение?

Юрий: Это было, конечно, очень неожиданно и странно. Мы встретились с Петей Ануровым. Он сказал, что у него есть идея сделать фильм о жизни Пушкина и что он хочет, чтобы я его сыграл. На тот момент кроме идеи ничего не было. Это год 2019-й. На все ушло несколько лет. Это был такой мучительный процесс, потому что жизнь шла, за это время контекст менялся. Когда Петя предложил мне роль, я решил, что да, это интересно: мне есть что сказать здесь, потому что любое кино – это повод для меня что-то исследовать в себе, в мире.

Трифон: Ты говоришь, что на момент этого предложения тебе было понятно, о чем рассказывать. Как именно ты себе сформулировал эту историю и свое участие в ней?

Юрий: Понимаешь, я много раз ее переформулировал. Мне кажется, Пушкин – это невероятная личность, наполненная разными противоречиями и идеями, которые его обуревали, начиная от идей свободы и изменения мира в начале жизни, заканчивая принципами долга и верности отчизне. Ведь он очень по-хорошему верил в то, что нужно служить…

Трифон: …отечеству.

Юрий: …отечеству, да.

Трифон: Да, свободолюбие – с одной стороны, и стремление служить отечеству – с другой. Вообще, фигура Пушкина остается всегда современной, начиная с того, что он создал язык, на котором мы продолжаем говорить, писать, читать (я имею в виду стилистически), заканчивая его биографией. Такое ощущение, что судьба поэта, большого художника, мыслителя – она сквозная вообще для всех эпох. Возвращаясь к фильму: когда я его смотрел, то увидел в биографии Пушкина завуалированную биографию многих наших современников.

Юрий: Ну, потому что он был сыном и плодом той земли, на которой родился, вырос и прожил всю свою жизнь, никогда никуда не уезжая. Он очень честно чувствовал, говорил и писал обо всем, из-за чего имел огромное количество проблем. Иногда он понимал, что последует за его словами, а порой совершенно не думал об этом, будучи очень импульсивным человеком. Для меня его творчество было абсолютно честным, поэтому все последующие писатели, поэты и художники так или иначе чувствуют его в себе. Он был первым, кто задумался: «А почему об этом говорить можно, а об этом нельзя? Почему так можно, а так нельзя? Я чувствую так и не могу по-другому», – он и не мог по-другому, он же не знал, что был гением. Он был просто Сашкой.

Трифон: А он мыслил себя просто Сашкой?

Юрий: Конечно! Нет, у него, конечно, не такое самоощущение, как у нас, было. В чем-то оно было масштабнее и в хорошем смысле пафоснее. Ощущение жизни, долга, чести, достоинства было все-таки немного иным. Но при этом те люди, как мы, ели, писали, занимались сексом и т. д. Конечно, он просто вставал по утрам, скучал, шел куда-то, что-то делал и не думал о том, гений он или не гений. Да даже если бы и думал – а что толку? Тебе эти мысли не помогут прожить жизнь.

Трифон: Скорее усложнят.

Юрий: Тебе просто нужно жить, как-то зарабатывать, строить свою бытовую жизнь, духовную, справляться со своими демонами и т. д. Поэтому, я думаю, он жил как мог – а мы все наблюдаем. А так как любой человек – искра бога, как я считаю, то чем честнее он живет, тем больше мы эту искру видим. Я, на самом деле, вижу, что каждый человек – гений. Не может быть так, что кому-то больше дается, а кому-то меньше, я в это не верю. Мне кажется, что у кого-то по тем или иным причинам, часто даже не зависящим от самой личности, эта гениальность больше раскрывается в силу обстоятельств, а у кого-то меньше. Кто-то гений в одном, а кто-то – совершенно в другом. И, будучи гением совершенно в другом, иногда, к сожалению, человек всю жизнь занимается абсолютно не тем просто потому, что у него так уже сложилось.

Трифон: Ты говоришь, что с момента запуска проект несколько раз трансформировался: менялся контекст, творческие решения и т. д. Как ты воспринимаешь этот фильм сегодня, когда он уже стал законченным произведением? Что тебе в нем особенно нравится, что тебя удивило и обрадовало, когда ты увидел финальный продукт?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Марина Кравец: «Никогда не пыталась стать частью тусовки» Марина Кравец: «Никогда не пыталась стать частью тусовки»

Марина Кравец – об учебе на филфаке, тревогах материнства и строптивых женщинах

VOICE
Личное пространство Личное пространство

Респектабельный интерьер в духе современной классики

SALON-Interior
«Мне нечего прятать» «Мне нечего прятать»

О необходимости высказывания в мире, любви к своему дому и об отношениях с отцом

Правила жизни
Стратегия вместо стиля Стратегия вместо стиля

Притцкеровскую премию 2025 года получил Лю Цзякунь

Weekend
Героиня в кадре Героиня в кадре

Стася Милославская живет свою лучшую жизнь

VOICE
Конкурс страшных рассказов: Конкурс страшных рассказов:

Рассказ о семье, смерти и пчёлах: как девочка стала королевой одной ячейки

VOICE
Гитлер. Поход во власть Гитлер. Поход во власть

Человек, создавший Третий рейх, был, несомненно, злым гением

Дилетант
Владимир Олькиницкий: «Шефы — это мощная движущая сила» Владимир Олькиницкий: «Шефы — это мощная движущая сила»

Решил, что покажу — повар может быть рок-звездой

Bones
Большие манёвры Большие манёвры

Интерьер для приверженцев американского неоклассического стиля

Идеи Вашего Дома
Все в сад! Все в сад!

Отправляемся за яркими красками

Добрые советы
Богатые тоже богатеют Богатые тоже богатеют

Доходы богатых россиян росли повышенными темпами в конце 2024 г

Ведомости
Замок Цецилиенхоф Замок Цецилиенхоф

Построенный в начале ХХ столетия Цецилиенхоф напоминает дворец Коттедж Петергофа

Дилетант
«Я женюсь на Гале каждый момент, когда на нее смотрю» «Я женюсь на Гале каждый момент, когда на нее смотрю»

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Две выдающиеся личности

OK!
Как научиться довольствоваться тем, что есть, и перестать сравнивать свою жизнь с чужими Как научиться довольствоваться тем, что есть, и перестать сравнивать свою жизнь с чужими

Как перестать вечно гнаться за идеалом?

ТехИнсайдер
Мошенники осваивают самозапрет Мошенники осваивают самозапрет

Как граждане злоупотребляют самозапретом на выдачу кредитов

Ведомости
Природа вещей Природа вещей

Растения всегда интересовали Нину Самохину, и она решила создать бренд

Новый очаг
Подводный пылесос и чистящее желе: четыре российских технологии для борьбы с нефтяным загрязнением Подводный пылесос и чистящее желе: четыре российских технологии для борьбы с нефтяным загрязнением

Как решения используют в России по уборке нефтепродуктов?

Inc.
Мама с ребенком желает познакомиться Мама с ребенком желает познакомиться

Как женщине с ребенком увеличить шансы выйти замуж?

Лиза
Сам бы ел Сам бы ел

Как вести себя, если у ребенка внезапно испортились отношения с едой?

Лиза
В разряде достаточно рентабельных В разряде достаточно рентабельных

Сокращение урожайности снизило доходность сахарной свеклы

Агроинвестор
ЗОЖ, эмоции, экономия и патриотизм ЗОЖ, эмоции, экономия и патриотизм

Какие новые ценности молодых потребителей повлияют на рынки в будущем

Монокль
Фитоняня Фитоняня

Как озеленить детскую комнату: красиво и безопасно

Лиза
8 ошибок, которые все совершают, когда готовят салат с тунцом 8 ошибок, которые все совершают, когда готовят салат с тунцом

Не любишь салат с тунцом? А ты точно правильно его готовишь?

VOICE
Главными проблемами малого и среднего бизнеса стали дефицит кадров и инфляция Главными проблемами малого и среднего бизнеса стали дефицит кадров и инфляция

Доля предпринимателей, не сталкивающихся с трудностями, в 2025 году упала до 14%

Forbes
Гоша Куценко: «Трудно должно быть всегда» Гоша Куценко: «Трудно должно быть всегда»

Гоша Куценко — о Будённом, лишних 12 кг и жизни после кино

Ведомости
Жить свою жизнь Жить свою жизнь

Как начать новую жизнь в ситуации эмоционального выгорания?

Новый очаг
Дэн Браун Дэн Браун

Правила жизни писателя Дэна Брауна

Правила жизни
Все не так однозначно: самые интересные конспирологические теории о писателях Все не так однозначно: самые интересные конспирологические теории о писателях

Настоящие шекспировские страсти в теориях заговора вокруг литераторов

Правила жизни
Мясная альтернатива Мясная альтернатива

Не все повара умеют работать с альтернативными стейками. В чем секреты ремесла?

Bones
Елизавета Боярская: «Многие боятся сцены, а я от нее кайфую» Елизавета Боярская: «Многие боятся сцены, а я от нее кайфую»

Елизавета Боярская, ее любовь к театральной сцене и будущее искусства в России

СНОБ
Открыть в приложении