Как трансформировалась фитнес-индустрия в России?

МонокльРепортаж

Россияне распробовали фитнес-нагрузку

В прошлом году в стране было открыто рекордное количество фитнес-клубов, а объем этого рынка вырос до рекордных 187,3 млрд рублей. Основные драйверы его развития — растущее желание людей поддерживать свое здоровье и молодость и широкая диверсификация предложения фитнес-услуг

Лина Калянина

Президент Национального фитнес-сообщества Елена Силина: «Люди стали заботиться не только о своей физической форме, но и о ментальном здоровье». Олег Сердечников

«После пандемии самые ленивые встали с дивана и пошли на фитнес» — так в интервью «Моноклю» президент Национального фитнес-сообщества Елена Силина описала трансформацию сознания многих россиян, поверивших во время ковида в силу и ценность движения, физической нагрузки. Ментальный переход в головах наших граждан происходит до сих пор: популяризация здорового образа жизни, профилактической медицины, ретритов, марафонов, антиэйджинговых программ и проч. привела к тому, что фитнес и спорт становятся все более востребованными и значимыми.

По данным опроса Национального фитнес-сообщества, 32% опрошенных ими людей оценивают свое состояние здоровья как хорошее, 51% считают его удовлетворительным, а 17% говорят о слабом состоянии здоровья. При этом 46% россиян верят, что регулярные занятия спортом, зарядкой, плаванием или бегом играют важную роль в поддержании здоровья.

Индустрия фитнес-услуг в нашей стране развивается с 1990-х годов, и этот бизнес вызывает большой интерес у предпринимателей и инвесторов, несмотря на снижение его маржинальности. Елена Силина считает, что это связано с социальной ответственностью бизнеса, его желанием сделать что-то важное для людей, личной вовлеченностью предпринимателей в спорт и фитнес. Поэтому в большинстве своем проекты в фитнес-индустрии — это социально ориентированный бизнес.

Президент Национального фитнес-сообщества, генеральный директор Fit Hit Company Елена Силина в фитнес-индустрии более 30 лет. Еще в 1996 году она основала и возглавила первый в Великом Новгороде фитнес-центр, до этого работала учителем физкультуры в школе. В 2006 году, после обучения за границей, она основала российскую консалтинговую компанию в сфере физической культуры и спорта. В 2007 году совместно с университетом «Синергия» создала единственную в России кафедру менеджмента в фитнес-индустрии, заведует этой кафедрой и является академическим директором факультета фитнеса и культуры здоровья. А в 2009 году Елена основала первое отраслевое объединение операторов в фитнес-индустрии — НП «Национальное фитнес-сообщество», которое сегодня объединяет 3150 фитнес-клубов России и является официальным партнером Министерства спорта РФ.

О том, как трансформировалась фитнес-индустрия и какие у нее могут быть перспективы, Елена Силина рассказала в интервью «Моноклю».

— Как вы думаете, фитнес-индустрия сегодня — она про что? Это спорт, здоровье, образ жизни, бизнес?

— Про все вместе, но больше про здоровье. За последнее время очень сильно изменилось отношение людей к фитнесу, к физической нагрузке. Если раньше в фитнес-клуб приходили для того, чтобы к летнему сезону похудеть, подкачаться и так далее, то сейчас занятия фитнесом стали для многих жизненно необходимыми. Ключевым фактором в изменении подхода стала пандемия. Будучи ограниченными в передвижениях в период локдауна, они почувствовали, что движение стало ценностью. Домашний фитнес в это время развивался, фитнес-клубы организовали большое количество бесплатных онлайн-программ, чтобы поддержать и сохранить свою клиентскую базу. В пандемию люди поняли, насколько важна физическая активность. Даже самые ленивые потом встали с дивана и начали заниматься.

И второй важный тренд: люди стали заботиться не только о своей физической форме, но и о ментальном здоровье. Возник спрос на такие виды тренировок, как пилатес, йога, различные дыхательные гимнастики, программы, направленные на развитие функциональных способностей, — именно они сегодня набирают обороты. Если раньше йогой занималось очень ограниченное число людей, то теперь люди широко подходят к выбору тренировок и, как правило, обязательно включают в свое расписание тренинги, связанные с поддержанием ментального здоровья, медитацией, спокойствием.

— Какая часть населения страны сегодня ходит в фитнес-клубы?

— В России систематически занимается в фитнес-клубах 7,1 миллиона человек — это данные на начало 2025 года.

— Какова возрастная структура посетителей?

— Основная аудитория — в возрасте от 25 до 60 лет. Пенсионеров занимается в среднем по России максимум около семи процентов. До пандемии было три процента — есть рост. Клиенты в возрасте до 30 лет — порядка 20 процентов от общего количества.

— Какова региональная структура рынка фитнес-услуг?

— Сорок пять процентов всего рынка приходится на московскую агломерацию, из них 13 процентов — на Московскую область. 14 процентов рынка — это Санкт-Петербург, остальное — регионы. Москва — безусловный лидер, трендсеттер на рынке фитнес-услуг. Здесь работают старейшие в стране сети клубов — World Class, X-Fit и другие, активно развиваются новые компании, такие как DDX Fitness, Spirit.Fitness, С.С.С.Р.

Рынок Санкт-Петербурга серьезно отличается от московского. Там труднее найти подходящую недвижимость. Клубы открываются в основном в крупных торговых центрах, бизнес-центрах и в новых спальных районах. На рынке представлены старейшие и наиболее крупные сети — Sport Life, X-Fit, Fitness House и Alex Fitness. Концентрация на самой состоятельной публике в российских мегаполисах в сетях World Class, CrocusFitness, EncoreFitness. В большей степени работают с клиентами в демократическом ценовом сегменте такие фитнес-сети, как С.С.С.Р, UFC GYM, «Метро Fitness».

В регионах тоже есть заметные игроки. Например, сеть «Броско фитнес» в Оренбурге включает в себя около 20 клубов. В Екатеринбурге есть сеть Drive Fitness, которая вышла уже далеко за пределы региона, открывшись в Перми, Тюмени и других городах, стала федеральной. В целом во всех городах есть тенденция к открытию гибридных пространств и распространению фитнес-клубов в спальные районы. Фитнес-компании арендуют площади там, где потребителю удобно совмещать различного вида активности — спорт, магазины, рестораны, кино.

— В России строится очень много жилой недвижимости, она неинтересна для вас?

— Значительная часть новых открытий связана с развитием девелопмента. Строятся большие микрорайоны, жителей которых необходимо обеспечивать инфраструктурой для жизни. Открыть фитнес-объект в новой строящейся локации — очень сложная история, нужны серьезные маркетинговые исследования. Если будет жить молодая городская аудитория — это одно, а если много семейных людей, с детьми, люди старшего поколения — это совсем другое, от этого будет зависеть выбор продуктовой линейки и концепции в целом. К тому же предприниматели в отрасли отмечают, что 95 процентов застройщиков в городах редко обращаются к представителям фитнес-отрасли, чтобы избежать ошибок в концептуальных архитектурных и планировочных аспектах строительства. Кроме того, городские девелоперы зачастую завышают стоимость аренды. Для сравнения: в пригородах о завышении аренды говорят вдвое меньше наших предпринимателей. На данный момент порядка семи процентов представителей фитнес-бизнеса смогли договориться с девелоперами заблаговременно, обсудили комфортные друг для друга условия запуска фитнес-объекта в жилом комплексе.

— Почему такая маленькая доля рынка приходится на регионы? Там меньше денег у людей?

— В регионах фитнесу сложнее выживать, и дело не только в финансах. Там намного хуже обстоят дела с доступностью фитнес-услуг из-за плохой транспортной логистики, в целом городская среда менее развита. Может быть помещение подходящее, но до него невозможно добраться на общественном транспорте, только на такси, а это дорого. Будет больше инвестиций в строительство, в логистику, в развязки, в транспорт, в городскую среду — будут и услуги развиваться. Плюс большая проблема в регионах — это кадры. Например, на одну область или край подготовленных специалистов может быть человек пятьдесят. Как только открывается новый фитнес-клуб, они все туда, происходит «облысение» других клубов. Клуб теряет процентов 25 клиентов, если где-то рядом в регионе открывается новый клуб. Поэтому с экономической точки зрения региональным клубам трудно быть устойчивыми, особенно если в регион заходят крупные федеральные сети.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Геннадий Сайфулин: «На позорном собрании против Эфроса я единственный выступил в его защиту» Геннадий Сайфулин: «На позорном собрании против Эфроса я единственный выступил в его защиту»

Геннадий Сайфулин — один из культовых актеров поколения шестидесятых

Коллекция. Караван историй
4 типа пар, в которых женщины изменяют чаще, чем мужчины 4 типа пар, в которых женщины изменяют чаще, чем мужчины

В каких отношениях женщины изменяют чаще всего и почему?

Psychologies
ЗОЖ, эмоции, экономия и патриотизм ЗОЖ, эмоции, экономия и патриотизм

Какие новые ценности молодых потребителей повлияют на рынки в будущем

Монокль
Все, что нужно знать о защите нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Часть 1 Все, что нужно знать о защите нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Часть 1

О творческих достижениях, не вписывающихся в рамки объектов авторского права

Наука и техника
Фокус Фокус

Кто убил Джона Кеннеди и почему все фигуранты по этому делу умирали?

Правила жизни
Лиги настоящих джентльменов Лиги настоящих джентльменов

Зачем Азамату Мусагалиеву, Айдару Гараеву и Виктору Щеткову медиаспорт?

Men Today
Заговор крупным планом Заговор крупным планом

Гид по фильмам о заговорах и их теориях

Правила жизни
Ах, какие ножки! Ах, какие ножки!

7 способов избежать варикоза

Лиза
Богатый старый дом Богатый старый дом

«Берлинский дом» — история московской роскоши в лицах и событиях

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Мировые тренды в ЗОЖ Мировые тренды в ЗОЖ

Самые полезные диеты и продукты

Добрые советы
Петр Тодоровский: Изменить жизнь можно, а вот изменить себя крайне трудно Петр Тодоровский: Изменить жизнь можно, а вот изменить себя крайне трудно

Петр Тодоровский о непростом пути в кинематограф

Ведомости
Режим признан нелетным Режим признан нелетным

Почему закрываются ЭПР по тестированию дронов в регионах России

Ведомости
Кто разбурит ТРИЗы? Кто разбурит ТРИЗы?

Запрет США на работу их нефтесервиса в России не будет иметь последствий

Монокль
Приключения генерала Зорича Приключения генерала Зорича

Генерал Семен Зорич: «хороший человек, что творил плохие дела»

Знание – сила
От сердца к сердцу От сердца к сердцу

Какой путь Ани Лорак и Исаак Виджраку проделали навстречу друг другу

OK!
Лидерство в коллективе: как завоевать авторитет и доверие в группе? Лидерство в коллективе: как завоевать авторитет и доверие в группе?

Какие лидерские качества стоит развивать, чтобы завоевать доверие в группе

Psychologies
Шепоты и фрики Шепоты и фрики

Почему мы все поголовно надели шапочки из фольги?

Правила жизни
Не только для уборки: 13 неожиданных способов использования бумажных полотенец Не только для уборки: 13 неожиданных способов использования бумажных полотенец

Бумажные полотенца годятся не только для того, чтобы протереть стол или руки

VOICE
Тело в цифрах Тело в цифрах

Некоторые показатели, которые важно отслеживать регулярно

Добрые советы
Ноутбук: локализация в разрезе Ноутбук: локализация в разрезе

Как производится «глубоко российская» компьютерная техника

Монокль
Природа вещей Природа вещей

Растения всегда интересовали Нину Самохину, и она решила создать бренд

Новый очаг
Арт-терапия: как творчество меняет жизнь Арт-терапия: как творчество меняет жизнь

Как благодаря арт-терапии можно укрепить своё ментальное здоровье

Здоровье
Без обид Без обид

Почему возникает обида и как всё-таки её победить

Новый очаг
Чайный театр Чайный театр

Чайная «ТИШь»: где чай становится искусством, а внимание — главным ингредиентом

Seasons of life
«Казнь Джейн Грей» «Казнь Джейн Грей»

Художник Поль Деларош запечатлел Джейн Грей в момент казни

Дилетант
«Я женюсь на Гале каждый момент, когда на нее смотрю» «Я женюсь на Гале каждый момент, когда на нее смотрю»

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Две выдающиеся личности

OK!
Быть старой — как это? Быть старой — как это?

Как рассказать ребенку о старости?

СНОБ
Феномен «Ли» Феномен «Ли»

Кроссовер Li Xiang L9: почему все бросились покупать гибриды?

Автопилот
Школа. Яхты. Жизнь Школа. Яхты. Жизнь

С чего и когда в жизни человека начинается море?

Y Magazine
Я всё смогу! Я всё смогу!

7 киногероинь, у которых стоит поучиться здоровой самооценке

Лиза
Открыть в приложении