Как трансформировалась фитнес-индустрия в России?

МонокльРепортаж

Россияне распробовали фитнес-нагрузку

В прошлом году в стране было открыто рекордное количество фитнес-клубов, а объем этого рынка вырос до рекордных 187,3 млрд рублей. Основные драйверы его развития — растущее желание людей поддерживать свое здоровье и молодость и широкая диверсификация предложения фитнес-услуг

Лина Калянина

Президент Национального фитнес-сообщества Елена Силина: «Люди стали заботиться не только о своей физической форме, но и о ментальном здоровье». Олег Сердечников

«После пандемии самые ленивые встали с дивана и пошли на фитнес» — так в интервью «Моноклю» президент Национального фитнес-сообщества Елена Силина описала трансформацию сознания многих россиян, поверивших во время ковида в силу и ценность движения, физической нагрузки. Ментальный переход в головах наших граждан происходит до сих пор: популяризация здорового образа жизни, профилактической медицины, ретритов, марафонов, антиэйджинговых программ и проч. привела к тому, что фитнес и спорт становятся все более востребованными и значимыми.

По данным опроса Национального фитнес-сообщества, 32% опрошенных ими людей оценивают свое состояние здоровья как хорошее, 51% считают его удовлетворительным, а 17% говорят о слабом состоянии здоровья. При этом 46% россиян верят, что регулярные занятия спортом, зарядкой, плаванием или бегом играют важную роль в поддержании здоровья.

Индустрия фитнес-услуг в нашей стране развивается с 1990-х годов, и этот бизнес вызывает большой интерес у предпринимателей и инвесторов, несмотря на снижение его маржинальности. Елена Силина считает, что это связано с социальной ответственностью бизнеса, его желанием сделать что-то важное для людей, личной вовлеченностью предпринимателей в спорт и фитнес. Поэтому в большинстве своем проекты в фитнес-индустрии — это социально ориентированный бизнес.

Президент Национального фитнес-сообщества, генеральный директор Fit Hit Company Елена Силина в фитнес-индустрии более 30 лет. Еще в 1996 году она основала и возглавила первый в Великом Новгороде фитнес-центр, до этого работала учителем физкультуры в школе. В 2006 году, после обучения за границей, она основала российскую консалтинговую компанию в сфере физической культуры и спорта. В 2007 году совместно с университетом «Синергия» создала единственную в России кафедру менеджмента в фитнес-индустрии, заведует этой кафедрой и является академическим директором факультета фитнеса и культуры здоровья. А в 2009 году Елена основала первое отраслевое объединение операторов в фитнес-индустрии — НП «Национальное фитнес-сообщество», которое сегодня объединяет 3150 фитнес-клубов России и является официальным партнером Министерства спорта РФ.

О том, как трансформировалась фитнес-индустрия и какие у нее могут быть перспективы, Елена Силина рассказала в интервью «Моноклю».

— Как вы думаете, фитнес-индустрия сегодня — она про что? Это спорт, здоровье, образ жизни, бизнес?

— Про все вместе, но больше про здоровье. За последнее время очень сильно изменилось отношение людей к фитнесу, к физической нагрузке. Если раньше в фитнес-клуб приходили для того, чтобы к летнему сезону похудеть, подкачаться и так далее, то сейчас занятия фитнесом стали для многих жизненно необходимыми. Ключевым фактором в изменении подхода стала пандемия. Будучи ограниченными в передвижениях в период локдауна, они почувствовали, что движение стало ценностью. Домашний фитнес в это время развивался, фитнес-клубы организовали большое количество бесплатных онлайн-программ, чтобы поддержать и сохранить свою клиентскую базу. В пандемию люди поняли, насколько важна физическая активность. Даже самые ленивые потом встали с дивана и начали заниматься.

И второй важный тренд: люди стали заботиться не только о своей физической форме, но и о ментальном здоровье. Возник спрос на такие виды тренировок, как пилатес, йога, различные дыхательные гимнастики, программы, направленные на развитие функциональных способностей, — именно они сегодня набирают обороты. Если раньше йогой занималось очень ограниченное число людей, то теперь люди широко подходят к выбору тренировок и, как правило, обязательно включают в свое расписание тренинги, связанные с поддержанием ментального здоровья, медитацией, спокойствием.

— Какая часть населения страны сегодня ходит в фитнес-клубы?

— В России систематически занимается в фитнес-клубах 7,1 миллиона человек — это данные на начало 2025 года.

— Какова возрастная структура посетителей?

— Основная аудитория — в возрасте от 25 до 60 лет. Пенсионеров занимается в среднем по России максимум около семи процентов. До пандемии было три процента — есть рост. Клиенты в возрасте до 30 лет — порядка 20 процентов от общего количества.

— Какова региональная структура рынка фитнес-услуг?

— Сорок пять процентов всего рынка приходится на московскую агломерацию, из них 13 процентов — на Московскую область. 14 процентов рынка — это Санкт-Петербург, остальное — регионы. Москва — безусловный лидер, трендсеттер на рынке фитнес-услуг. Здесь работают старейшие в стране сети клубов — World Class, X-Fit и другие, активно развиваются новые компании, такие как DDX Fitness, Spirit.Fitness, С.С.С.Р.

Рынок Санкт-Петербурга серьезно отличается от московского. Там труднее найти подходящую недвижимость. Клубы открываются в основном в крупных торговых центрах, бизнес-центрах и в новых спальных районах. На рынке представлены старейшие и наиболее крупные сети — Sport Life, X-Fit, Fitness House и Alex Fitness. Концентрация на самой состоятельной публике в российских мегаполисах в сетях World Class, CrocusFitness, EncoreFitness. В большей степени работают с клиентами в демократическом ценовом сегменте такие фитнес-сети, как С.С.С.Р, UFC GYM, «Метро Fitness».

В регионах тоже есть заметные игроки. Например, сеть «Броско фитнес» в Оренбурге включает в себя около 20 клубов. В Екатеринбурге есть сеть Drive Fitness, которая вышла уже далеко за пределы региона, открывшись в Перми, Тюмени и других городах, стала федеральной. В целом во всех городах есть тенденция к открытию гибридных пространств и распространению фитнес-клубов в спальные районы. Фитнес-компании арендуют площади там, где потребителю удобно совмещать различного вида активности — спорт, магазины, рестораны, кино.

— В России строится очень много жилой недвижимости, она неинтересна для вас?

— Значительная часть новых открытий связана с развитием девелопмента. Строятся большие микрорайоны, жителей которых необходимо обеспечивать инфраструктурой для жизни. Открыть фитнес-объект в новой строящейся локации — очень сложная история, нужны серьезные маркетинговые исследования. Если будет жить молодая городская аудитория — это одно, а если много семейных людей, с детьми, люди старшего поколения — это совсем другое, от этого будет зависеть выбор продуктовой линейки и концепции в целом. К тому же предприниматели в отрасли отмечают, что 95 процентов застройщиков в городах редко обращаются к представителям фитнес-отрасли, чтобы избежать ошибок в концептуальных архитектурных и планировочных аспектах строительства. Кроме того, городские девелоперы зачастую завышают стоимость аренды. Для сравнения: в пригородах о завышении аренды говорят вдвое меньше наших предпринимателей. На данный момент порядка семи процентов представителей фитнес-бизнеса смогли договориться с девелоперами заблаговременно, обсудили комфортные друг для друга условия запуска фитнес-объекта в жилом комплексе.

— Почему такая маленькая доля рынка приходится на регионы? Там меньше денег у людей?

— В регионах фитнесу сложнее выживать, и дело не только в финансах. Там намного хуже обстоят дела с доступностью фитнес-услуг из-за плохой транспортной логистики, в целом городская среда менее развита. Может быть помещение подходящее, но до него невозможно добраться на общественном транспорте, только на такси, а это дорого. Будет больше инвестиций в строительство, в логистику, в развязки, в транспорт, в городскую среду — будут и услуги развиваться. Плюс большая проблема в регионах — это кадры. Например, на одну область или край подготовленных специалистов может быть человек пятьдесят. Как только открывается новый фитнес-клуб, они все туда, происходит «облысение» других клубов. Клуб теряет процентов 25 клиентов, если где-то рядом в регионе открывается новый клуб. Поэтому с экономической точки зрения региональным клубам трудно быть устойчивыми, особенно если в регион заходят крупные федеральные сети.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Маркетинговая операция на триллионы рублей Маркетинговая операция на триллионы рублей

Маркетплейсы захватывают розничную торговлю за счет конкурентных преимуществ

Монокль
Рабочий детокс Рабочий детокс

Можно ли успешно бороться с токсичным общением в рабочей переписке?

Ведомости
ЗОЖ, эмоции, экономия и патриотизм ЗОЖ, эмоции, экономия и патриотизм

Какие новые ценности молодых потребителей повлияют на рынки в будущем

Монокль
Модный план на год Модный план на год

11 способов прокачать свой стиль

Добрые советы
Денис Власенко. Наш киношный Сигма-Бой Денис Власенко. Наш киношный Сигма-Бой

Денис Власенко уверен — творчество должно рождаться из счастья, а не из горя

Караван историй
Хаотичный человек, стремящийся к системе Хаотичный человек, стремящийся к системе

Роман Евдокимов не из тех, кто бросает слова на ветер

OK!
Вместе с семьёй Вместе с семьёй

Этот дом можно назвать воплощением мечты любого горожанина

Идеи Вашего Дома
Траурные церемонии Траурные церемонии

Как изменялся траурный церемониал в России?

Дилетант
Интерес к «Просвещению» Интерес к «Просвещению»

С чем связан выход «Сбера» из капитала «Просвещения»

Ведомости
Привлекательные и конкурирующие Привлекательные и конкурирующие

Как поддержать молодежь на рынке труда

Санкт-Петербургский университет
Техника дошла Техника дошла

Changan Hunter Plus: пикап и самосвал соревнуются на рабочих местах

Автопилот
Город двух цивилизаций Город двух цивилизаций

Касимов — где храмы на виду, а минарет в овраге

Weekend
Гормональные качели Гормональные качели

Почему у беременных бывают перепады настроения, как взять под контроль эмоции?

Лиза
Наполеоновские планы Наполеоновские планы

Консервы, производство свекольного сахара – это началось в Наполеоновскую эпоху

Вокруг света
Гоша Куценко: «Трудно должно быть всегда» Гоша Куценко: «Трудно должно быть всегда»

Гоша Куценко — о Будённом, лишних 12 кг и жизни после кино

Ведомости
«Совмещение абсолютно несоединимых вещей — это стиль режиссера Ромы Михайлова» «Совмещение абсолютно несоединимых вещей — это стиль режиссера Ромы Михайлова»

«Жар-птица» — одна из самых необычных российских кинопремьер

Weekend
Мезозойские млекопитающие и их родственники оказались обладателями однотонного темно-коричневого меха Мезозойские млекопитающие и их родственники оказались обладателями однотонного темно-коричневого меха

Палеонтологи реконструировали окраску шести маммалиаформов

N+1
Юаневая экзотика Юаневая экзотика

Корпорация МСП заинтересовалась юаневыми бондами малого и среднего бизнеса

Ведомости
Абдулла Артуев и Гатциев Ибрагим Абдулла Артуев и Гатциев Ибрагим

Абдулла Артуев и Гатциев Ибрагим — о токсичности моды и русском фото в мире

Собака.ru
«Моя Катрин — это брошенный ребенок» «Моя Катрин — это брошенный ребенок»

Героиня Софьи Шидловской — девочка-подросток Катрин, своенравная и беззащитная

OK!
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Галилея 2000 лет назад Галилея 2000 лет назад

«Земля Галилейская» во времена Иисуса

Знание – сила
Основа макияжа Основа макияжа

Как продают и из чего делают косметику в России, рассказывает Наталья Ракоч

СНОБ
К чему снится свадьба — толкование сна по соннику К чему снится свадьба — толкование сна по соннику

Разбираем, что означает свадьба во сне, с помощью сонников и психолога

Psychologies
Книги Книги

Лучшие современные иностранные романы: выбор Яны Вагнер

Правила жизни
Дом радио в поисках новой волны Дом радио в поисках новой волны

В Санкт-Петербурге полным ходом идет реставрация Дома Радио

СНОБ
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Ноутбук: локализация в разрезе Ноутбук: локализация в разрезе

Как производится «глубоко российская» компьютерная техника

Монокль
Метаирония, провокация на грани фола и дружба с Ренатой Литвиновой. Чем известен дизайнер Демна Гвасалия Метаирония, провокация на грани фола и дружба с Ренатой Литвиновой. Чем известен дизайнер Демна Гвасалия

Как выходец из советской Грузии стал одним из самых известных дизайнеров

СНОБ
Госпожа Джулия Тофана: как средневековая «королева ядов» погубила 600 человек Госпожа Джулия Тофана: как средневековая «королева ядов» погубила 600 человек

Госпожа Тофана — общее название для отравительниц XVII века

ТехИнсайдер
Открыть в приложении