Можно ли привлечь угольщиков к софинансированию модернизации Восточного полигона

МонокльБизнес

Тоннель в складчину

Четыре пятых прироста провозных мощностей Восточного полигона досталось угольщикам. Не пора ли привлечь их к софинансированию модернизации железнодорожной инфраструктуры? Мы предлагаем оригинальный механизм — динамический инвестиционный тариф

Петр Лавриненко, директор по инфраструктурным финансам Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ); Зарина Цоколаева, руководитель проектов по макроэкономическим исследованиям ЦЭИ; Лариса Шишкина, эксперт ЦЭИ

Несмотря на активную модернизацию, Восточный полигон не справляется с потоками экспортного угля

Торжества в Тынде 8 июля по случаю 50-летия главного советского этапа строительства Байкало-Амурской магистрали (1974–1984) — неплохой повод обратить внимание на развитие магистрали сегодня и завтра, а вместе с ней и всего Восточного полигона. Так железнодорожники именуют сеть из четырех отделений железных дорог на востоке страны — Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной, с их главными сквозными артериями — БАМом и Транссибом.

Заложники Большого угля

Задача модернизации Восточного полигона (ВП) встала во весь рост в начале прошлого десятилетия, когда растущие объемы угольного экспорта в Юго-Восточную Азию уперлись в «узкое горлышко» хилой инфраструктуры. Расширять действующие и строить новые портовые мощности угольщики принялись самостоятельно, а вот расшивка «коллективного блага», пропускной способности железных дорог, легла на саму железнодорожную монополию.

Программа модернизации ВП стартовала в 2013 году. За последующие десять лет в ходе двух этапов его модернизации было вложено 1,1 трлн рублей, что составило около 20% инвестпрограммы РЖД за этот период. Результат усилий налицо: провозная способность ВП увеличилась с 98 до 173 млн тонн, при этом львиную долю прироста грузоперевозок (82%) оттянул на себя уголь. Неуклонно росли как доля угля в перевозках ВП (в прошлом году она превысила 70%), так и доля данного направления в угольном экспорте (достигла 55% в 2023 году). При этом недовывоз неугольных грузов по ВП вследствие преференций угольщикам, по различным оценкам, составляет от 10 до 20 млн тонн ежегодно.

Пассажирские поезда на востоке БАМа железнодорожники недолюбливают. Участок трассы от Комсомольска-на-Амуре до Совгавани забит под завязку эшелонами с углем, а пассажирский состав требует особого к себе отношения — больших интервалов движения, освобождения ближайшего разъезда. И на шестом десятке лет работы трассы сквозное пассажирское движение по БАМу — от Совгавани и Ванино до Тайшета — так и не налажено. Да и не ставится, похоже, такая задача. Во всяком случае, в программных документах РЖД и правительства, как и в речах высоких чиновников, мы о таковой ничего не читали и не слышали.

Зато ставятся все более амбициозные задачи дальнейшего роста провозной способности ВП. Глава РЖД Олег Белозеров заявлял о намерении по результатам следующего, третьего этапа модернизации ВП довести его провозную способность до 270 млн тонн к 2032 году. При этом объем необходимых для решения этой задачи инвестиций постоянно пересматривается в бóльшую сторону, последняя оценка — 3,7 трлн рублей. Предстоящий этап модернизации будет более капиталоемким, чем предыдущие, так как потребует сооружения дублеров трех тоннелей, включая самый протяженный на ВП и в России в целом Северомуйский (15,3 км), моста через Амур, а также развития генерирующих и сетевых мощностей для обеспечения электрификации дороги.

За чей счет банкет?

Финансирование программы модернизации ВП до сих пор осуществлялось практически полностью за счет собственных средств ОАО РЖД, включая привлеченные компанией кредиты коммерческих банков (расходы на их обслуживание в прошлом году были эквивалентны 8% ее прибыли), и средств федерального бюджета. Никакие иные источники не привлекались, что, возможно, объяснялось срочностью задачи.

В последние годы актуализировался вопрос о целесообразности и формах привлечения самих угольщиков к финансированию мероприятий по расширению возможностей вывоза их продукции. Впервые идею введения для угольщиков инвестиционной надбавки к тарифу РЖД предложило еще в 2009 году. В 2010-м правительство России одобрило ввод инвестиционного тарифа с 2012 года. Однако за период с 2015-го по 2019-й тариф для угольщиков вырос всего на 13% сверх инфляции, причем все эти годы повышенный тариф вызывал очень много критики со стороны угольных компаний, которые считали его необоснованным и приводящим к удорожанию угля на внутреннем рынке. В 2019 году угольщики попросили скидку из-за спада цен на уголь на мировом рынке, но в РЖД сказали, что готовы пойти на это, только если и другие участники перевозочного процесса дадут скидку, в том числе стивидоры. В итоге скидки угольщикам железная дорога все же предоставила.

При этом не надо забывать, что не все угольщики одинаковые. У одних компаний есть свой парк состава и собственные стивидорные мощности. У других — только активы по добыче. По этой причине и себестоимость угля у компаний очень разная. Для одних компаний инвестиционная надбавка не испортит картину, а для других переведет рентабельность в минус.

Помимо инвесттарифа со стороны железнодорожной монополии выдвигались и более радикальные предложения — чтобы угольщики не просто софинансировали развитие провозных мощностей, но и отвечали рублем за конкретные объемы будущих перевозок. В 2020 году первый заместитель гендиректора ОАО РЖД Вадим Михайлов отмечал: «Если мы строим инфраструктуру под кого-то, он должен нам гарантировать, что заполнит ее и возместит расходы на содержание…» Тогда, в разгар реализации второго этапа модернизации Восточного полигона, в правительстве уже велись активные дискуссии по внедрению договоров типа ship-or-pay — «вези или плати».

Суть предлагаемого подхода заключается в том, что обе стороны берут на себя ответственность: грузовладелец — отправить определенный объем груза, перевозчик — его перевезти. В случае нарушения с любой из сторон платится штраф. Не вникая в подробности, а о них имеется достаточно большое количество публикаций и исследований, механизм пока что не заработал для перевозок угля по железной дороге. Соответствующий законопроект был отозван после бурных обсуждений и появления множества вопросов у участников рынка. Ключевой контраргумент — принцип «вези или плати» отменит правило недискриминационного, равного для всех грузоотправителей доступа к инфраструктуре, что способно ввергнуть в хаос отрасль железнодорожных перевозок и не отвечает принципам справедливой конкуренции (подробности дискуссии можно найти в материале «Вези или плати: многие заплачут» в № 41 журнала «Эксперт» за 2018 год).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Спасибо, что неживой Спасибо, что неживой

Как в мировом кинематографе менялись отношения людей и их разумных созданий

СНОБ
Сделка со временем: как заработать на будущих доходах других людей Сделка со временем: как заработать на будущих доходах других людей

Можно ли «купить» будущее?

Forbes
Боги, люди и поганки Боги, люди и поганки

Грибы занимают уникальное место не только в биосфере, но и в истории цивилизации

Вокруг света
Непонятый Иуда Непонятый Иуда

Иуда — самый известный синоним слова «предатель»

Дилетант
Россия и Африка на пути к сотрудничеству Россия и Африка на пути к сотрудничеству

Зачем нам надо изучать Африку как можно лучше и глубже?

Знание – сила
5 простых шагов, которые помогут оправиться от развода 5 простых шагов, которые помогут оправиться от развода

Пять простых шагов, которые помогут легче адаптироваться к жизни после развода

Psychologies
Лето в городе Лето в городе

Как интересно провести время на отдыхе в городе

Здоровье
Шалит в отпуске: хирург назвал главные способы защитить сердце в жаркую погоду Шалит в отпуске: хирург назвал главные способы защитить сердце в жаркую погоду

Что может случиться с сердцем в отпуске и как избежать рисков

ТехИнсайдер
Как одиночество усиливает тягу к сладкому Как одиночество усиливает тягу к сладкому

Как отражается одиночество на пищевом поведении и эмоциональном состоянии

Здоровье
Расчеловечивание — это звучит гордо Расчеловечивание — это звучит гордо

Как Евгений Юфит перевел русский кинематограф безжалостности на новый уровень

Weekend
Как погибли и воскресли реки Европы – и при чем здесь Олимпийские игры 2024 Как погибли и воскресли реки Европы – и при чем здесь Олимпийские игры 2024

Какой вода была раньше в Сене и других реках Европы

ТехИнсайдер
Туда и обратно Туда и обратно

Как в классических детективах переплетаются персонажи и личности авторов

P.I.C. Partner In Crime
«Художества и науки» в Петербургской Академии наук 1724—1803 «Художества и науки» в Петербургской Академии наук 1724—1803

О появлении современной науки: Великая дивергенция и благотворное влияние церкви

Знание – сила
Лазеры для квантовых компьютеров стали в 10000 раз меньше Лазеры для квантовых компьютеров стали в 10000 раз меньше

Исследователи разработали миниатюрные титан-сапфировые лазеры

ТехИнсайдер
Семейная история Семейная история

Почему верфь, известная судами для нужд военных, перешла к выпуску парусных яхт?

Y Magazine
Почему же вымерли мамонты и можно ли их возродить: любопытные факты о животном, которое когда-то бродило по Земле Почему же вымерли мамонты и можно ли их возродить: любопытные факты о животном, которое когда-то бродило по Земле

Все мы знаем, кто такие мамонты, но не каждому известны подробности их жизни

ТехИнсайдер
Едем со спокойной душой Едем со спокойной душой

Что обязательно нужно сделать перед отпуском?

Лиза
Как предотвратить измену в молодом, среднем и зрелом возрасте? Как предотвратить измену в молодом, среднем и зрелом возрасте?

Что толкает нас за пределы пары и можно ли избежать неверности?

Psychologies
Беспилотник научили обнимать деревья крыльями Беспилотник научили обнимать деревья крыльями

PercHug способен садиться на столбы и деревья, обхватывая их крыльями

N+1
В гостях у природы В гостях у природы

Курилы — острова, на которых всем заправляет Ее Величество Природа

Y Magazine
Жизнь в плену имени Жизнь в плену имени

Марк Юний Брут: история и жизнь того, кто лишил жизни Гая Юлия Цезаря

Дилетант
Даниил Крамер: «За всю историю нашей страны джаз запрещали лишь однажды, и всего на полгода» Даниил Крамер: «За всю историю нашей страны джаз запрещали лишь однажды, и всего на полгода»

Убежден: счастье — это то, что мы делаем себе сами

Коллекция. Караван историй
Вы рыбов продаете? Красивое! Вы рыбов продаете? Красивое!

Несколько приятных мест для речного отдыха и этичной рыбалки

2Xplore
Психолог Владимир Дашевский: «Не надо лечить человека от самого себя» Психолог Владимир Дашевский: «Не надо лечить человека от самого себя»

Врач-психотерапевт о том, что можно и нельзя говорить в кабинете у психолога

Maxim
Кризис романтических отношений? Вот почему у людей любовь не клеится: точное объяснение! Кризис романтических отношений? Вот почему у людей любовь не клеится: точное объяснение!

Как создать здоровые романтические отношения?

ТехИнсайдер
5 дискомфортных фильмов, которые вскрывают психологические травмы 5 дискомфортных фильмов, которые вскрывают психологические травмы

Знаковые фильмы о травмирующем опыте, спрятанном в оболочке хоррора

Psychologies
Самый человечный человек Самый человечный человек

Юрист-идеалист, ставший мировым символом сопротивления

Дилетант
1000 км до рассвета 1000 км до рассвета

Покорители Северного полюса делятся секретами выживания в экстремальных условиях

2Xplore
«Возвращение на родину тела Карла XII» (1878 год) «Возвращение на родину тела Карла XII» (1878 год)

Траурная картина Густава Седерстрёма, посвященная Карлу XII

Дилетант
Вот это поворот Вот это поворот

Ищем (и находим) новую профессию в любом возрасте

VOICE
Открыть в приложении