Чем угрожает живым цифровое бессмертие ушедших
Профессор университета Монаша, Мельбурн, Австралия Ариф Пердана в своем очерке размышляет о «цифровом бессмертии» — чат-ботах и аватарах ушедших людей, которые продолжают общаться с живыми. Индустрия «цифрового бессмертия» — это не далекое будущее, это наше настоящее. Компании, создающие образы ушедших людей по цифровым следам активно развиваются.
В фильме Джузеппе Торнаторе «Двое во вселенной» (The Correspondence) девушка получает от умершего любимого человека — профессора астрономии — сообщения и даже подарки. Сначала она не догадывается, что он умер. Потом понимает, но не может и не хочет прерывать это общение. Герою фильма пришлось много поработать, проявить мастерство и получить поддержку друзей, чтобы организовать такое посмертное общение. Фильм вышел в 2016 году. За несколько лет все изменилось. Теперь достаточно оставить заказ компании, занимающейся «цифровым бессмертием» и такое (и даже более разностороннее) общение будет продолжаться столько, сколько захочет живой.
Представьте себе будущее, в котором ваш телефон присылает сообщение от «цифрового бессмертного» бота вашего умершего отца. Это обещание общения с виртуальной версией любимого человека — возможно, через гарнитуру виртуальной реальности (VR) — похоже на то, что вы попали в научно-фантастический фильм, одновременно захватывающий и немного жуткий.
Когда вы взаимодействуете с этим цифровым отцом, вы оказываетесь на эмоциональных американских горках. Вы общаетесь с ботом и вспоминаете близкого человека, но постепенно бот вытесняет ваши реальные воспоминания.
Профессор Ариф Пердана говорит, что, это совсем не гипотетический сценарий. Индустрия цифровой загробной жизни стремительно развивается. Уже есть компании, которые обещают создавать виртуальные реконструкции умерших людей на основе их цифровых следов.
От чат-ботов с искусственным интеллектом (ИИ) и виртуальных аватаров до голограмм — эта технология предлагает странное сочетание комфорта и разрушения. Она может вовлечь нас в глубоко личные переживания, которые стирают границы между прошлым и настоящим, памятью и реальностью.