Ближний Восток: гудбай, Америка!
У США нет ни стратегии на Ближнем Востоке, ни сил, чтобы сохранить свои военные базы в зоне иранских интересов — в Сирии и Ираке. В перспективе странам региона предстоит самим решать судьбу своих территорий
Вопрос о выводе американских войск из Сирии и Ирака стал, как и все происходящее сегодня в США, заложником приближающихся президентских выборов. А их логика диктует Белому дому прямо противоположные соображения: с одной стороны, гробы со звездно-полосатым флагом свидетельствуют о провальной политике администрации в регионе и будто бы вынуждают сокращать военное присутствие в опасных зонах. Но команда президента Джо Байдена не желает демонстрировать оппонентам слабость и повторять бесславное бегство из Афганистана.
В соответствии с этой дихотомией министр обороны США Ллойд Остин опроверг возможный вывод войск из Сирии и начало переговоров о выводе войск из Ирака. Но ближневосточные политики уверяют, что рабочий диалог с США по этим вопросам идет, рано или поздно американцам придется уйти. Подтверждают такие планы и западные журналисты.
Все это свидетельствует о растерянности Вашингтона и о полном отсутствии стратегии по Ближнему Востоку. Белый дом, словно на пожаре, спасает самые ценные вещи, к которым приближается огонь, но в комнатах, не охваченных пламенем, пытается сохранить привычный порядок.
Хаотичное поведение «мирового гегемона» позволяет региональным противникам беспрепятственно осуществлять «булавочные уколы» по рассеянным на гигантской территории военным базам. С одной стороны, это формирует медийную картину рисков для, по сути, войск-интервентов. С другой — актуализирует вопрос: а с какой, собственно, целью США тратят миллиарды долларов и жизни сограждан в далеких заморских землях?
Воронка эскалации
Последняя волна регулярных обстрелов американских военных на базах в Сирии и Ираке с помощью ракет и беспилотников началась сразу после вторжения израильской армии в сектор Газа. За четыре месяца было зафиксировано свыше 170 нападений. Хотя американские солдаты научились быстро прятаться в подземных укрытиях, а ПВО более или менее успешно отражала воздушные атаки, первые жертвы среди американских солдат были лишь вопросом времени.
И вот удар беспилотником был нанесен по военной базе, расположенной на севере Иордании, вблизи границ с Сирией и Ираком. В результате погибли трое военнослужащих и более трех десятков получили ранения. Wall Street Journal со ссылкой на чиновников США сообщила, что вражеский беспилотник американские военные якобы приняли за свой, который в это время возвращался на базу, что помешало отразить атаку и отправить служащих в укрытие. А возможно, на ни разу не подвергавшейся обстрелам иорданской военной базе царила расслабленная обстановка, и это сыграло злую шутку с ее персоналом.
Гибель американских солдат, да еще и в период президентской кампании в США, однозначно требовала от Вашингтона решительного ответа. Ллойд Остин и Джо Байден обвинили в атаках проиранские силы региона, хотя признали, что никаких доказательств не имеют.
Официальный представитель министерства иностранных дел Ирана Насер Канаани указал, что группы сопротивления в этом регионе, в частности «Исламское сопротивление в Ираке», не подчиняются приказам из Тегерана. И это сущая правда, даже если речь идет о ливанской «Хезболле», которую Иран спонсирует деньгами и оружием: ее руководство внимательно прислушивается к мнению иранских властей, но нельзя сказать, что группировкой руководит Тегеран. Влияние Ирана на другие союзные ему силы в регионе существенно меньше, чем на «Хезболлу».
Сам Иран предпочитает называть сложившийся союз «осью сопротивления», и даже не требуется пояснять, кому она сопротивляется. Естественно, ее основу составляют шииты Ближнего Востока. Но при этом Иран прекрасно сотрудничает с президентом Сирии алавитом Башаром Асадом, человеком светским, с западным мировоззрением, в чем-то напоминающим иранского шаха, свергнутого в 1979 году в ходе Исламской революции. Однако у Дамаска и Тегерана общий враг, и борьба с ним объединяет лучше, чем общая религия или национальность.
В качестве аналогии отношениям Ирана со своими прокси-силами в регионе можно привести союз США и Израиля. Это ближайшие союзники, и Белый дом поставляет все необходимое оружие ЦАХАЛ, даже не заручившись разрешением Конгресса и махнув рукой на интересы Украины. При этом Вашингтон заинтересован в прекращении военных действий в секторе Газа из-за опасения быть втянутым в крупный военный конфликт накануне президентских выборов, чем может воспользоваться Китай для решения вопроса Тайваня. Кроме того, бомбежки мирного населения сектора Газа израильской армией при молчаливом согласии Вашингтона явно нивелируют «светлый образ» коллективного Запада, как глобального защитника прав человека.
Однако премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, исходя из своих политических расчетов, уперся и продолжает настаивать на продолжении войны. Издание Politico со ссылкой на неназванные источники утверждает, что Байден в частном общении со своим окружением покрывает Нетаньяху площадной бранью, но это не заставит США отказаться от политической и военной поддержки Израиля.
Помимо иранских союзников в регионе также действуют и противники как Тегерана, так и Вашингтона — например, движение «Исламское государство» (организация признана террористической и запрещена в России), которое не раз устраивало теракты в Иране. Одной из главных целей этой группировки является провокация большой ближневосточной войны, чтобы прийти к власти на дымящихся руинах.
Однако Байден зачем-то поспешил возложить вину за обстрел своей базы именно на Тегеран, что было политической ошибкой. Оппоненты в лице представителей Республиканской партии США тут же потребовали нанесения ответного удара по Ирану. Но Белый дом не хочет ввязываться в войну с режимом аятолл, которые, несмотря на многочисленные западные санкции, прекрасно подготовились к обороне. Удары по своей территории Тегеран явно не оставит без ответа.
Напомним, в январе 2020 года, после удара американского беспилотника по аэропорту Багдада, в результате которого был убит иранский генерал Касем Сулеймани, курировавший связи Тегерана с ближневосточными союзниками, Иран выпустил со своей территории 22 баллистические ракеты по американским военным базам в Ираке. В результате обстрела, по неофициальным данным, было ранено и контужено около сотни американских солдат, но якобы никто не погиб. Несмотря на всю свою нелюбовь к Ирану, президент США